Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт

03.04.2024

 

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа формирования личности. «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» считал И. И. Брехман.

 В последние годы значительно ухудшилось здоровье населения страны, особенно детей, что стало общегосударственной проблемой. Поэтому важно  уделять  большое внимание воспитанию нового поколения детей - здорового физически, нравственно и духовно; человека  всесторонне и гармонично развитого. В.В. Колбанова, Л.Г. Татарникова считают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В последнее время отмечается низкая культура населения, поэтому проблема  культуры  здорового образа жизни остается актуальной на сегодняшний день. Это значит, что необходимо вести целенаправленную работу по охране и укреплению здоровья населения, прививать культуру жизни.

На сегодняшний день мы видим реальное ухудшение физического, психического, нравственного состояния детей. У большинства детей не сформировано чувство ответственности за свое здоровье, у многих не хватает элементарных представлений о здоровье, умений оберегать и сохранять его.  Дети испытывают затруднения  при решении задач, связанных с безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи. Дети хотят быть здоровыми и сильными, но не знают, что нужно для этого. Поэтому необходимо научить дошкольника понимать, насколько ценно здоровье и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Решая одну из проблем современного общества -  сохранение и укрепление здоровья детей, очень важно воспитывать валеологическую культуру дошкольников.

Одним из видов моделей, который можно использовать при воспитании валеологической культуры дошкольников – это работа с перфокартами. Перфокарта представляет собой карточку с заданием, на котором размещены объекты, соответствующие определенной теме. Объекты размещаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске.  Рядом делаются прорези. Под перфокарту подкладывается чистый лист. Выполняя задавание, ребенок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Работа с перфокартами позволяет закреплять и систематизировать представления, развивает познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание, расширять словарный запас. Содержание перфокарт может быть различным, в зависимости от того, какая  цель преследуется.  Разработаны перфокарты такие как: «Человек», «Пищеварение», «Органы чувств», «Опасные предметы вокруг нас», «Полезные витамины», «Лесная аптека», «Первая помощь».  Например, работая с перфокартой «Чтобы быть здоровым», у детей формируются представления о здоровом образе жизни. При работе с картой «Скелет человека», закрепляются представления о строении скелета и  частей тела, воспитывается уважение и бережное отношение к себе. Все задания к перфокартам тщательно продумываются и носят практический характер. Например, в перфокарте «Что бы быть здоровым», надо отметить красным цветом деятельность, приносящую вред здоровью, зеленым – пользу, желтым – деятельность, которая будет наносить вред здоровью, если злоупотреблять.

  Работая с перфокартой «Первая помощь», ребенок должен найти и отметить предметы, необходимые для оказания первой помощи.

В перфокарте «Продукты полезные и вредные» необходимо отметить красным цветом вредную для здоровья пищу, а зеленым – полезную.

Работа с перфокартами понятна и доступна для детей. Это позволяет  дошкольникам легко запомнить материал.  Преимущество перфокарт заключается в том, что их можно использовать многократно. Дети быстро утомляются, теряют интерес к образовательному процессу, но работа с перфокартами помогает поддерживать интерес дошкольников, они воспринимают работу с картами как игру. Все это способствует более качественному усвоению материала.  Возможны и другие  варианты работ с перфокартами, например, специально подкладывая неправильно выполненные задания, ребёнок ищет ошибки, анализирует, рассуждает и делает выводы. Так же можно дополнительно задавать вопросы по рисункам, составлять  с детьми рассказы и т.д. Перфокарты можно использовать в подгрупповой работе и  индивидуально. Дети могут самостоятельно проверять выполненные задания или проверить друг у друга. Все это формирует важные качества личности -  самостоятельность, уверенность, инициативность.

Использование перфокарт имеет развивающее обучающее и воспитательное значение. В этом заключается их практическая ценность. Учитывая современные педагогические технологии, перфокарты способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации деятельности обучения и воспитания.

Актуальность использования перфокарт в работе с дошкольниками состоит в том, что они, во-первых, поддерживают интерес к занятиям, во-вторых, практические действия ускоряют процесс запоминания и усвоения материала.

Мы можем судить, об эффективности работы с перфокартами, так как у детей в процессе работы сформировались представления о своем теле и организме, о полезных и вредных привычках, о вкусной и здоровой еде.   У многих детей стал проявляться интерес к оздоровлению своего организма.

И, подводя итоги можно сделать вывод, что у детей повысилась культура здорового образа жизни.