Конспект мастер-класса «Фитбол – гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

15.11.2023

    Руководитель физического воспитания: М.М. Сухвалова. 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию:   мастер-класс:  «Фитбол – гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: передать опыт использования работы с фитболами в двигательной деятельности детей.

 Я хочу рассказать Вам одну притчу.  Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.  Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.  Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек  должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.  Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.  Пусть он его поищет». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.  Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!  А ребёнку помочь найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!

Сегодня, очень много современных методов, которые обеспечивают физическое развитие и двигательную активность ребенка.  К ним относится упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами – фитболами.

Мы продолжим говорить об особом мяче - фитболе.

Что же хорошего в фитболе?  Я бы сказала так: Фитбол –это легко, весело, задорно, эффективно.

Что такое фитбол и каким он должен быть?

Фитбол – это большой, упругий, гимнастический мяч, который используется для занятий аэробикой в оздоровительных целях.

Диаметр мячей от 35 до 85 сантиметров. Фитболы есть массажные и обычные, гладкие и пупырчатые. Чем жёстче мяч, тем тяжелее удерживать на нем

2

равновесие. И, наоборот, при слишком мягком фитболе, дети получают минимальную нагрузку на мышцы. В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 - 2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

Виды гимнастических мячей

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды гимнастических мячей, различающиеся по форме, диаметру, упругости, цвету:

  • фитболы с ручками (рожками) наиболее подходящие для занятий, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
  • круглый гладкий мяч предназначен для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм, за исключением прыжковых движений;
  • овальный фитбол характеризует те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счет увеличенной площади поверхности касания с полом. Такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функции равновесия;
  • фитболы в форме животных (дельфины, лошадок, оленей и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений, рекомендуется детям раннего возраста;

массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращения

Фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях. Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации дви­жений и сохранению равновесия.

Фитбол имеет много функций: 

  • мяч можно использовать как  предмет,  выполняя различные упражнения с фитболом в руках,  в различных и.п. (стоя, сидя, лежа и др), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.;
  • мяч как опораприменяется в положении сидя верхом на мяче, лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.;
  • можно использовать мяч как ориентирпри выполнении различных подвижных игр, эстафет – обежать мяч и т.д.; 
  • как амортизатор и тренажермяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча);

 

 

3

 

  • можно использовать мяч как препятствиедля перешагивания, перепрыгивания и различных видов перекатывания на нем на спине, на животе - вперёд и назад,  сидя - вправо и влево;
  • фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера: прокатывание, постукивание, вибрационные и круговые движения и т.д.

 

  Фитбол-гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка.                                                                                                                                   Происходит:

- совершенствование координации движений;

- профилактика мышечной недостаточности;

- профилактика плоскостопия;

- формирование осанки и т.д.

- укрепление мышц ног и свода стопы;

- развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата;

- увеличение гибкости и подвижности в суставах;

- укрепление мышц спины и таза;

- укрепление мышц рук и плечевого пояса;

- укрепление мышц брюшного пресса;

 

  Фитбол – гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

 Оздоровительные задачи:

  • Адаптация организма к физической нагрузке.
  • Повышение уровня физической подготовленности детей.
  • Формирование у детей двигательных   навыков и умений,     способствующих       укреплению здоровья.
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов.
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки.

   Образовательные задачи:

  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия.
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности путём использования фитбол-гимнастики и фитболов в подвижных играх.
  • Развитие представлений о физических свойствах фитбола, самоконтроле за своей осанкой.

 Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребности  в  здоровом образе жизни; потребности в физических упражнениях и играх.
  • Воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.

 

4

  • Формирование здорового образа жизни в семье,  новое отношение у родителей  к воспитанию и образованию своего ребенка.

Фитбол   можно использовать:

 Ø В утренней гимнастике

Ø В спортивных развлечениях

Ø Как дополнительное образование

Ø В комплексе ОРУ

    На занятиях, подвижных играх, эстафетах.

Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей

Гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения - (это специально разработанные движения для рук, ног, шеи, туловища и других частей тела, которые выполняется с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе. )

музыкально – ритмические упражнения – (это комплексы фитбол – аэробики, танцевальные движения и импривизации, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физические упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возде мяча, сидя и лежа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой).

динамические упражнения – (сюда входит разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.))

Подвижные игры - ценнейшее средство разностороннего воспитания личности. В структуре занятий фитбол-гимнастикой занимает существенное место. К ним относится подвижные игры с мячом высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты.

  • подвижные игры высокой интенсивностисюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них.
  • подвижные игры малой интенсивности:основное предназначение – восстановление пульса и дыхания после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с упражнением равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабления.
  • игры соревновательной направленности и игры – эстафетыпредполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентировка в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют приобретенные двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности.

 

5

Музыкальное сопровождение стимулирует интерес к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными действиями. При выполнении упражнений с фитболами, музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха,

Освобождает педагога от счета. С помощью музыки при обучении двигательным упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством методического регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.

 

 Этапы обучения упражнениям с фитболами

1-й этап – элементарный

1)Познание ребенком физических свойств фитбола (упругость, масса, форма, цвет и др.) постепенно подготовить к обучению разнообразным по своим техническим особенностям гимнастическим упражнениям и подвижным играм с мячом

2)Прежде чем использовать мяч как динамическую опору, необходимо научить воспитанников принимать и сохранять оптимальное положение всех звеньев тела в исходное положении, сидя на неподвижном фитболе. Посадка считается правильной, если центр тяжести ребенка совпадает с центром тяжести мяча, спина прямая, ноги врозь, стопы параллельны и прижаты к полу. Немаловажное значение имеет соответствие диаметра мяча росту ребенка.

3)Простейшие динамические упражнения в исходных положениях сидя, лежа на мяче будут доступны и безопасны при условии достаточного уровня сформированности вестибулярной устойчивости и функции равновесия. Выполнение этих упражнений не создаст особых трудностей в том случае, если дети уже освоили посадку на неподвижном фитболе, сохраняя правильную осанку и не отрывая ног от пола.

4)Индивидуальная страховка предусматривает вариативное применение приемов поддержки и помощи со стороны педагога с целью предотвращения падения ребенка с фитбола. При организации коллективных занятий фитбол-гимнастикой приемы индивидуальной страховки ограничены по причине одновременного выполнения тех или иных физических упражнений группой детей. Поэтому большое значение имеет формирование у воспитанников с самых первых занятий навыков самостраховки.

5)Прыжковые упражнения основаны на правильной посадке на мяче и умение удерживать динамическое равновесие во всех фазах прыжка (отталкивании, полете, приземлении).

Средства фитбол-гимнастики: игровые предметно-манипулятивные действия с мячом (индивидуальные, парные) – прокатывание ,отбивание об пол, бросание, подбрасывание и др.; ходьба и передвижения с мячом из разных

6

исходных положений; динамические упражнение в исходном положении сидя и лежа на неподвижном и подвижном мяче, прыжки на мяче; сюжетные подвижные игры для закрепления разученных движений и др.

2-й этап – базовый.

1)Постепенное усложнение техники двигательных действий с мячом на основе разученных ранее простейших физических упражнений способствует эффективному освоению новых элементов фитбол-гимнастики, воспитанию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости).

2)Покачивания на мяче из разных исходных положений, повороты и перевороты, изменения направления и скорости передвижения, выполнение комбинированных по своей структуре сложнокоординационных упражнений развивает способность ребенка свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности.

3)Коллективная согласованность двигательных действий при выполнении общеразвивающих или музыкально-ритмичных упражнений с фитболами обеспечивается в первую очередь четким и правильным выполнением движений в заданном темпе, ритме и направлении. Согласованность движений каждого ребенка с музыкой, с действиями всего коллектива обусловливается базовыми двигательными умениями и навыками, освоенными на второй этапе обучения.

Средства фитбол-гимнастики: индивидуальные и коллективные игровые упражнения и подвижные игры с использованием фитбола как предмета, который перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствия, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат и др.

3-й этап – творческий.

1)Двигательные умения решается путем увеличения количества повторений знакомых детям упражнений с фитболами и доведения до необходимой степени совершенства индивидуальных особенностей техники.

2)Выполнение освоенных ранее физических упражнений в новых, непривычных условиях способствует выработке гибкого навыка. Применение таких методических приемов таких, как увеличение амплитуды и скорости движения, поточное выполнение упражнений с фитболами в различных связках и комбинациях, использование дополнительных предметов для усложнения техники двигательных действий с фитболами (набивных мешочков, мячей, лент и лр.), сочетание средств фитбол-гимнастики с элементами спортивных упражнений и спортивных игр (спортивной и художественной гимнастик, волейбол, футбол, баскетбол и др.), увеличивает вариативность гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.

3)Как правило, богатый двигательный опыт ребенка запускает механизм его саморазвития, которые появляются в самостоятельном придумывании новых упражнений с фитболами, в умении гибко использовать приобретенные знания и умения, творчески применять их в зависимости от конкретных условий. Поэтому следует предоставлять каждому воспитаннику возможность самовыражения в двигательной деятельности, поддерживать и поощрять

7

изобретение детьми интересных, порой оригинальных гимнастических и игровых упражнений с фитболами.

Средства фитбол-гимнастики: динамические упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей ребенка; комплексы фитбол-аэробики и общеразвивающих упражнений, музыкально-ритмичные импровизации с мячами, подвижные игры с фитболами творческой направленности, креативные двигательные задания и др.

Рассмотренные этапы обучения дошкольников упражнениям с фитболами (элементарный, базовый, творческий) позволят грамотно определить эффективные средства и методы при организации физкультурно-физкультурных мероприятий с элементами фитбол-гимнастики.

 

 А теперь переходим к практике.

(Все берут мячи, размещаются по залу)

                                          Посадка на мяч.

Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.

Комплекс - № 1

1.И.п. – о.с., мяч перед грудью. Поднять руки с мячом вверх, подняться на носки; темп медленный (10 – 12 раз).

2.И.п. – о.с., мяч внизу. Поднять руки с мячом вверх, приподнять правую ногу от пола (10 – 12 раз); вернуться в И.п.; приподнять левую ногу (10 -12 раз); вернуться в И.п.

3.И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, опора стопами о пол, руки опущены вниз. Сидя на мяче, выполнять наклоны вправо – влево, руки поднять вверх (10 -12 раз).

4.И.п. – сидя на мяче, руки в стороны; выполнять повороты туловища вправо – влево (10 -12 раз).

5.И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч.

Автоматизация звука «р».

Туки – туки – туки – тук! (Постучать кулачком о кулачок.)

У нас вместе много рук (наклоны вперед, руки в замке над головой, прямые ноги вытянуты в стороны).

Ты, капуста, рубись!

Туки – туки – туки – тук!

Рубят вместе много рук (постучать кулачком о кулачок).

6.И.п. – О.с., мяч на полу. Присесть, спина прямая, колени в стороны, руки

положить на мяч; вернуться в И.п. (10 -12 раз).

7.И.п. – лежа на спине, ноги на мяче (упражнение для брюшного пресса).

Приподнять туловище от пола, потянуться за руками (4 – 6 секунд).

8

8.И.п. – стоя боком к фитболу. Сделать 10 – 12 шагов, не отрывая носков от

пола.

Динамические упражнения:                                                                                         Упражнение «Носорог»

И.п.-стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче, на первые две строчки прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. Шагать руками по полу в ритм слов вперед-назад, на третью-четвертую- отжимания от пола, лежа на мяче.

Это упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

Очень страшен носорог:

У него огромный рог.

Только он достойный,

Добрый и спокойный.

 

Упражнение «Мостик»

И.п. сидя на мяче, руки внизу. Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спиной на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами, вернуться в и.п.

Повторить 4 раза.

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, увеличивает гибкость грудного отдела позвоночника.

Журчит вода, ручей журчит.

О чем сказать он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

Таким образом, мы на практике ощутили положительный эффект фитбол-гимнастики,  ведь это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса я хочу предложить Вам ещё одно игровое  упражнение. 

 Разделитесь на 2 команды и поиграть в эстафеты. 1. Прокатывание мяча «змейкой».

  1. Отбивание мяча от пола и ловля его, назад возвращаемся бегом.
  2. «Гусельница».

Фитбол – это безопасно, доступно, а главное, интересно и полезно! Будьте здоровы! Всем удачи!