Консультация Цель, задачи, содержание патриотического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Цель, задачи, содержание патриотического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Подготовила зам. зав. по ОД Глушнёва Л.В.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Одной из основных задач дошкольного образования является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Патриотическое воспитание дошкольников регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребёнка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные походы по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребёнка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Особенностью системы работы по патриотическому   воспитанию   дошкольников  является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребёнка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

 Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребёнка.    Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявлении в деятельности. Ценным является раскрытие перехода от одного состояния в другое, в процессе которого человек отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд на родное.

В развитии патриотизма, раскрываемом педагогом, можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап.  Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, заметим, что речь идёт о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставлении его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирождённой наклонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражён в идее народности К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Педагог полагал, что народность – единственный источник жизни государства, и всего его члены черпают в любви к Отечеству силы для своей общественной деятельности.

Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

2-й этап. Потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребёнок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребёнком на предметы, привычки, понятия, присущие им. Данный этап Н.М. Карамзин характеризовал как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаям, взаимоотношениям, законами и т.д.

3-й этап.  Привязанность к физической среде с её горами, долинами, реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. Д.И. Писарев называл это стремлением «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».

4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребёнок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встаёт задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей. Сущность патриотизма как физической, социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?»

Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм К.Д. Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчёркивая, что патриотизм проявляется не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, «чем подставить лоб под вражескую пулю, которая, «авось», пролетит мимо».

Несомненной заслугой К.Д. Ушинского являлось выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах в качестве наглядного изучения того уголка природы, в котором живёт ребёнок, поскольку обучение сближает с великим наставником – природой. Он считал странным, что воспитательное влияние природы, которое каждый испытывал на себе, так мало оценено в педагогике и настаивал на широком использовании в обучении и воспитании методов наблюдения и экскурсий.

5-й этап. Объективная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными чертами требует их объективного оценивания. Приобретение новых понятий расширяет кругозор ребёнка, приводит к различению хорошего и дурного в предмете, ранее казавшемся совершенным. Постепенно он отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд сначала на свое родное семейство, на свое село, свой город, потом  наконец, на столицу и т.д. В результате происходит отрешение от предрассудков местности и формирование общих народных или государственных черт.

Для раннего этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка А.Н. Острогорским вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

Е.Н. Водовозова, разделяя его точку зрения, рассматривала активное участие ребёнка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Подчёркивая необходимость использования каждой возможности для управления ребёнка в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, она рекомендовала родителям придерживаться с ранних лет трёх правил воспитания детей в семье:

Учить ребёнка строго выполнять свои обязанности;

Делиться всем своим имуществом с окружающими;

Помогать окружающим и близким.

Выполнение этих правил, по её мнению, формирует в детях ответственность за поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.

6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу. На эту особенность обращал внимание Д.И. Писарев, понимая патриотизм как союз между всеми людьми, исключающий слепое увлечение своим и гонение чужого, работу на благо человечества, но «теми средствами, которые находятся у нас под руками, в той сфере, где мы поставлены» [12, с.34].

7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Знание исторических законов развития народов. Понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у человека желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.

П.П. Блонский считал, что отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных, будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?»

Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, он должен ограничить круг своей деятельности и, скорее всего, выберет Отечество. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны являются следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен.

Важное значение на этом этапе приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надёжной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Как отмечал Д.И. Писарев, развивая в своих воспитанниках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов.

Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В.А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребёнка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Таким образом, Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

 

 ч