Методические рекомендации по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,  задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделённых чувством гражданской ответственности и свободы.

 О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие учёные (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Народное художественное наследие сохраняется, развивается и передаётся от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники и игровому характеру.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством не только своей страны, но и других народов: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

 Главные задачи в процессе приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству:

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  • формирование обобщённых знаний и умений.
  • умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи разных народов: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
  • освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
  • умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

 Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (белорусские, дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.                                                         

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счёт в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используются специальные методы.

  1. Метод вызывания адекватных эмоций. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений.
  2. Тактильно-чувственный метод. Благодаря этому эффективному методу у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них своё мнение, создавать красивое своими руками. Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
  3. Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей.
  4. Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.

Специфика дошкольного образования - это непрерывная образовательная деятельность при ознакомлении с народным искусством. Специально-организованная деятельность проводится в группе, на выставке; организуется самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе, наиболее подходящей является проектная деятельность.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, рекомендуется использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадыва­ют загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр.                                        

Народная игрушка, репродукция с изображением та­кого же образа должны остаться на некоторое время в группе.

Педагогу следует формировать у детей умение видеть красоту узора, де­лить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать ва­риативность цвета. Постепенно дети научатся видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; поймут ритм простых элементов, со­держащихся в каждом узоре. Во время проведения специально-организованной деятельности необходима наглядность, чтобы дети могли рассматривать предметы декора­тивного искусства, их изображения: репродукции, от­крытки (демонстрационный и раздаточный материал).

Дети, знакомятся с произведениями народного искусства, посещая музеи и выставки, школу искусств, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними педагог, рассматривая таблицы альбомы и книги, посвящённые народному творчеству. Мини-музей декоративно-прикладного искусства, организованный в дошкольном учреждении – это звено культурно-исторического воспитания.

Для самостоятельной изобразительной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, в группах созданы зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место занимают подлинные образцы декоративно-прикладного искусства. Также, имеются в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категории дошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, мною используются модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

Благодаря техническому оснащению нашего  учреждения используются различные медиаресурсы познавательно - информационной направленности (авторские презентации, электронные энциклопедии и пособия). Это позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, а также продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приёмы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными условиями.