Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

 Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.

 Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В условиях дошкольного учреждения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- динамичность;

-содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);

-сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);

- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);

- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.