Эффективные приёмы в устранении заикания у детей дошкольного возраста

 Сегодня многие специалисты, работающие в области заикания, считают, что успешная практическая работа по реабилитации заикающихся едва возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся.

 Заикание, как и любая болезнь, нуждается в медикаментозном лечении, поэтому нужно, как можно раньше, показать ребёнка врачу-психоневрологу.

  Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического  речевого аппарата.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. При заикании ребёнка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребёнка в детском коллективе.

 Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. В некоторых случаях оно может начаться и позже. Чаще всего это связано с поступлением в школу, когда происходит перестройка жизненного уклада ребёнка: на смену игре приходит учёба, резко увеличивается нагрузка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание у мальчиков встречается в четыре раза  чаще, чем у девочек.

 Чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

в) вынужденные остановки в середине слова, фразы;

г) затруднения перед началом речи.

 Большинство исследователей считают, что появление заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных.

Биологические факторы

  • Общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребёнка;
  • Особенности индивидуального развития центральной нервной системы, которые обуславливают особую ранимость речевой функции у детей 2-5 лет;
  • Раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;
  • Недоразвитие речи (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения своих мыслей);
  • Половой деморфизм (у мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек);
  • Органические заболевания центральной нервной системы (поражение головного мозга может происходить в разные периоды развития);
  • Патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные процессы, несовместимость крови матери и плода и другие факторы);
  • Родовые травмы, асфиксия (удушье);
  • Соматическое предрасположение (результат перенесённых инфекций, интоксикаций и травм при различных детских заболеваниях).

Психологические факторы

 До появления заикания родители часто отмечают у ребёнка как нерешительность, робость, неуверенность в себе, пугливость, тревожность (например, страх за близких людей), так и противоположные качества: возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм.

Социальные факторы

 Социальные условия развития ребёнка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие.

 Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребёнка, нервное воспитание, «воспитание примерного ребёнка».

  Если ребёнок лишён родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очень резкое, сопротивлением и агрессией.

 Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство требований и действий по отношению к ребёнку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребёнку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое нервное воспитание часто приводит к страхам (фобиям), что является благоприятной почвой для возникновения заикания.

 Воспитание «примерного ребёнка» характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к нему, и развитием чрезмерного тщеславия. Такие дети не считаются ни с чем, и поэтому их поведение может приобрести асоциальный характер. Реакция ребёнка на любую неудачу может оказаться депрессивной или боязливой. Чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, декламация стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию, - одна  из самых распространённых причин возникновения заикания.

 Очень часто родители перегружают детей впечатлениями: часто водят в кино, на цирковые представления, разрешают ежедневно часами просиживать у телевизора и компьютера, смотреть все передачи. Стремясь скорее поделиться своими избыточными впечатлениями, ребёнок захлёбывается, глотает звуки, не договаривает слова, перескакивает с одной мысли на другую и легко сбивается. Появляются запинки.

 Заикание также может быть следствием подражания при длительном общении с заикающимися. И если ребёнок долго находится в контакте с заикающимся, то в силу повышенной подражательной способности может начать говорить также с запинками.

    Однако всё перечисленное чаще или реже, в большей или меньшей степени может быть в жизни каждого ребёнка, но не у каждого вызывает заикание. Значит, это не причины, а поводы, спровоцировавшие заикание.                                                  

 Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.

 У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.

 Невротическое заикание.

С физиологической стороны при этом виде заикания правое полушарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет работать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области – нет, то есть, здесь нет общей моторной неловкости.

 У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневротические проявления, к которым можно отнести пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного. У них отмечается снижение аппетита, повышенная потливость, медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.

 Неврозоподобное заикание.

Это остатки апраксических нарушений при поражении головного мозга. Апраксия –нарушение произвольных движений (определённой позы или артикуляции) – ребёнок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) – это проявление и является заиканием (клоническое).

 Если ребёнок не может переключаться, то возникает тоническое заикание.

Заикание монотонно, однообразно, не зависит от ситуации, больные дети не переживают по этому поводу. Если ребёнка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается.

 Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия – боязнь речи, а неврозоподобного – нарушение темпа речи.

Приёмы устранения заикания у детей дошкольного возраста.

 В работе используем современный комплексный медико-педагогический метод, он подразумевает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи; моторики» психических процессов; воспитание личности и оздоровление организма в целом.

 Этот метод включает систему чётко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов (врача-психоневролога, логопеда, воспитателей, музыкального работника, физического инструктора).

 Основной задачей является, конечно, формирование плавной речи. Для решения этой задачи применяем ряд методов и приёмов.

  1. Торможение патологический речедвигательных стереотипов. Вводим режим ограничения речи, который включает в себя чёткий распорядок дня, больше времени для отдыха, больше витаминов, исключаются мероприятия возбуждающие нервную систему не только в детском саду, но и дома (о чём проводится беседа с родителями). Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь. Затем переходим на щадящий режим, во время которого речевая активность ребёнка постепенно увеличивается.
  2. Регуляция эмоционального состояния – нормализация мышечного напряжения. Расслабление мышц ведёт к эмоциональному покою. Наблюдая ребёнка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребёнка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Всё это усугубляет заикание, так как напряжённые мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (то есть говорить без запинок), необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.

Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребёнку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах, руках, поэтому перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным: руки, ноги, туловище, верхнего плечевого пояса и шеи.

 Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов. Каждому даётся образное название («Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Штанга» и т.д.). Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжёлую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу – опускают вниз расслабленные  руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

 В одинаковой мере необходимо избавление от эмоциональной напряжённости. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением даёт возможность перейти к целенаправленному внушению, то есть воздействовать на их волю и сознание только словом.

 Для детей сеанс внушения – это особая игра «Волшебный сон». Цель этой игры – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

 Внушение проводится в виде кратких формул, рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Момент расслабления ребёнка (релаксации), во время внушения, по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не даёт негативных последствий.

  1. Развитие координации и ритма движений.

Сюда входят:

а) работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики;

б) развитие чувства темпа и ритма движений.

Невротическое заикание – точность движений, доведение движений до конца (хотя и у них хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, но для них характерна истощаемость).

Для неврозоподобного заикания – поэтапно выполнять сложные двигательные упражнения, - тренировка координации должна быть длительной с постепенным усложнением, сопровождаться словом.

 Для тренировки мышц артикуляционного аппарата, который в норме своей согласованной работой обеспечивает внятную речь, нужно выполнять комплекс артикуляционных упражнений.

    Развитие общей моторики включает следующие упражнения:

  1. Общеукрепляющие физические упражнения (повороты, наклоны, приседания и т.д.)
  2. Бег.
  3. Плавание.
  4. Катание на санках, лыжах, коньках, велосипедах и т.д.
  5. Проведение с мячом различных игр. Упражнения со скакалкой.

Упражнения по развитию мелкой моторики включают следующие моменты:

  1. Конструирование (кубики).
  2. Лепка (пластилин).
  3. Обводка, раскрашивание и т.д.

А также различные пальчиковые гимнастики и игры.

  Заикающимся детям необходимо развивать чувство ритма.

Можно проводить с детьми следующие упражнения:

1). Отхлопывание ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5 и т.д. до 10. Взрослый сам показывает упражнение и задаёт необходимый темп.

Проводя это упражнение можно одновременно отрабатывать длительный выдох после короткого глубокого вдоха. Счёт должен начинаться после вдоха ртом.

Обязательно использовать нижне-диафрагмальное дыхание.

Называние цифр должно звучать слитно: вдох – одиндва, одиндватри, одиндватричетыре и т.д. при этом голос звучит постоянно не прерываясь, то есть все слова произносятся слитно, выделяя при этом ударный гласный.

2). Шагистика под счёт. Учим детей сначала просто ходить под счёт в среднем темпе. Шаг начинать с левой ноги на счёт раз (считает логопед). Затем предложить им самим вести счёт.

Можно проводить следующие упражнения:

    Вдох-маршировка до 3-х одиндватри – выделяем ударный гласный, и голос звучит постоянно, не прерываясь на вдохе. Упражнение производится синхронно: шаг – цифра.

3). Работа с мячом. Набивание мяча обеими руками: бросить мяч в пол и поймать его. Ноги на ширине плеч. При ловле мяча,который отскочил от пола, стараться не приседать. Ловить мяч обеими руками и снова бросить его.

  Логопед следит: за дыханием – счёт начинать только после вдоха, за чётким синхронным пробиванием мяча, голосоведением при счёте – голос звучит постоянно, не прерываясь, с акцентом на ударный гласный, как в упражнениях, перечисленных выше.

Все упражнения проводятся в замедленном темпе. Сама речь логопеда должна быть плавной, слитной, замедленной, чтобы дети легко могли её копировать как в ритмическом, так и интонационном рисунке.

  1. Формирование речевого дыхания.

Одним из признаков заикания является нарушение речевого дыхания:

  • Недостаточный объём выдыхаемого воздуха перед началом высказывания;
  • Укороченный речевой выдох.

 Прежде всего, нужно начать работу по отработке правильного дыхания.

Дыхание – это энергетическая основа нашей речи. 

 Необходимо провести постановку нижне-диафрагмального дыхания – начинаем всегда в положении лёжа, на фоне мышечного расслабления. Например: «Пора кукле спать», «Покачаем» (любую игрушку). Вдох через нос так, чтобы игрушка поднялась вверх как можно выше. Выдох через рот трубочкой как можно дольше.

 Всегда нужно помнить – плечи при вдохе не поднимать!

При нижнее-диафрагмальном дыхании при одновременном вдохе синхронно вперёд выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). При выдохе  мышцы живота втягиваем в себя.

 По мере усвоения навыков нижнее-диафрагмального дыхания лёжа, постепенно переходим к положению сидя и стоя (фиксировать рукой). Используем такие упражнения: «Задуй свечу» (дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось). «Лопнула шина» (и.п.: дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе дети произносят медленно звук [ш-ш-ш]. руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох). «Выдох под счёт» (до 3 или до 5). «Давай подуем»

 В постановке правильного нижнее-диафрагмального дыхания помогает парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой.

 Это особая гимнастика, способствующая снятию общего и речевого напряжения, тренирующая дыхательную мускулатуру и способствующая выработке длительного бессудорожного речевого выдоха. Все дыхательные упражнения выполняются вместе с движениями. В основном это – наклоны вперёд, во время которых выполняется вдох, а не выдох. Вдох, кроме того, делается в момент, когда плечи и грудная клетка сжаты руками  (при этом быстро сгибаются руки в локтях, как бы в попытке обнять себя за плечи). Акцент делается на энергичный вдох – не объёмный, а активный. 

 Во время и после гимнастики Стрельниковой не ощущается напряжения и усталости. В этом ещё одно её преимущество.

  Следующий этап – это работа над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.

   Начинаем с длительного звучания гласных. Сначала отрабатываем каждый гласный звук в отдельности. Каждый гласный звук должен произносится длительно, на плавном, спокойном  выдохе. Артикуляция каждого звука должна быть от начала до конца звучания одинаково чёткой. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок после каждого звука останавливался и не спешил произносить следующий звук. После того, как отработан каждый гласный звук в отдельности переходим к упражнениям на сочетание гласных звуков (2 звука, затем 3, 4, 5 и т.д.). Отрабатываем слитность. Например: аэ; эа; аэо и т.д.

 Следующий этап – формирование собственно-речевого выдоха. Вводятся слоги, слова, фраза.

 Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим [ММММММММММ].

Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:

     Му-ма-мо-ми-мэ

Ум-ам-ом-им-эм

Мну-мна-мно-мнэ

Мгу-мга-мго-мгэ

Ну-на-но-нэ

   Работа со словом.

Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно, на одном выдохе, и только затем – само слово. Ударный звук произносится громче.

     Аия-Аия-Азия

Ауа-Ауа-Азбука

Оа-Оа-Окна и т.д.

Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине и в конце слова. Например: Упакόвка, Ананáс, Абрикόс и т.д.

   Работа над фразой.

Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как многосложное слово. Например: а) предложения из двух слов: Эхо отзвучало. Осы улетели. Ужин окончен и т.д.

б) предложения из трёх слов, начинающихся с гласных звуков: Аисты улетают осенью. Автобус остановился у остановки.

в) предложения из четырёх слов: В лесу много грибов и ягод. В вазу высыпали спелую вишню.

  1. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Голосообразование – это сложный процесс координационной работы различных систем и органов. У детей нередко наблюдается локальное напряжение мышц голосового аппарата (зажимы), что ухудшает характеристики голоса.

Хорошо использовать такое упражнение:

1). Каждый гласный звук проартикулировать без голоса; шёпотом; тихим голосом; голосом средней громкости; громко. И наоборот.

2). Имитация укачивания куклы: (полунапевно произносить гласный звук, изменяя высоту голоса).

 «Раскачав» гласный, «бросать» вверх без напряжения.

6.Развитие просодической стороны речи.

 Работаем над интонационной выразительностью. Интонация – чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

 Интонация радости – Ах! Ох!; печали – О-О; сожаления – Ох, ох. (Использование междометий). Например, фраза Ребёнок научился читать может быть произнесена по-разному:

  1. Ребёнокнаучился  читать. Это означает, что именно ребёнок, а не кто-нибудь другой научился читать.
  2. Ребёнок научился читать. Это означает, что ребёнок именно научился читать, то есть уже умеет читать.
  3. Ребёнок научилсячитать. Это означает, что ребёнок научился именно читать, а не писать или считать.

 В зависимости от того, что именно хочет выделить говорящий, он и делает логическое ударение.

  Произносить предложения повествовательные.

Ночью лил дождь. У дороги шумели тополя.

  Произносить предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу! До чего красив закат!

  Вопросительные интонации, повышать голос на выделенных словах.

Сколько тебе лет? У тебя есть кукла?

  Обучаем выделять значимое слово (силой голоса или логическим ударением).

Логическое ударение падает на то слово в предложении, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово произносится громче и длиннее остальных.

   Работа над паузой.

Начинаем со стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха, затем чтение, пересказ и спонтанная речь.

   Паузы в середине предложения короче, чем паузы в конце предложения.

Например: Любишь кататься - / Люби и саночки возить.//

Не красна изба углами, - / А красна пирогами.// И т.д.

    Или в стихотворении: Ветер по морю гуляет,/

И кораблик подгоняет/

Мимо острова Буяна,/

В Царство славного Салтана,/

Пушки с пристани палят/

Кораблю пристать велят…//

7.Развитие планирующей функции речи.

 В своей работе используем конкретные поэтапные упражнения, в порядке возрастания их по трудности. Это сопряжённая речь, отражённая речь, вопросно-ответная речь (диалогическая), пересказ (монологическая речь), самостоятельная речь, спонтанная, эмоциональная.

  Сопряжённая речь – проговаривание ребёнком фразы совместно с логопедом.

Например: показываем предмет или картинку и называем: «Эээтодоом». Речь начинаем после короткого вдоха. Выдох произносится мягко, без напряжения. Выделяя ударные гласные, произносим их чуть длиннее, чем остальные, мы рефлекторно замедляем речь. Это постепенно даёт возможность синхронизировать работу всех систем, дыхательной, голосовой артикуляторной и центральной нервной системы, которая ими управляет. Далее фразу можно наращивать (из 3, 4, 5 слов), переходя в дальнейшем к сложным предложениям с одной – двумя паузами.

  Отражённая речь – повторение вслед за логопедом. Логопед даёт образец словосочетания, фразы, и просит это повторить ребёнка самостоятельно, выполняя все три основных физиологических речевых правила: вдох перед началом речи, выделение ударных гласных для замедления темпа и слитное произнесение всех слов как одно (голосоведение).  В этом случае у ребёнка включается слуховой анализатор: ребёнок воспринимает заданную мелодику, темп, всю фразу и старается её скопировать. Сначала словосочетания, фразы даются короткие (из двух слов), а затем наращиваются. На этом этапе постоянно звучит команда «Повтори!». Здесь уже появляются у ребёнка зачатки самостоятельной речи.

 Когда ребёнок без видимого труда справляется с сопряжённой и отражённой речью, когда у него проявляются навыки речевого дыхания, чувства ритма и голосоведения, то можно переходить к самостоятельной речи, которая включает несколько этапов.

  Вопросно-ответная речь (диалогическая). Ответы  на вопросы по знакомым картинкам. Учимся самостоятельно отвечать на вопросы, сначала односложно, а потом развёрнутой фразой. Вопрос задаём таким образом, чтобы ребёнок мог ответить, используя слова, которые содержат вопрос, добавив лишь одно хорошо известное ему слово. Например: «Кто играет с котёнком?» - «Девочка играет с котёнком». Постепенно, по мере выработки навыков плавной речи, ответы ребёнка становятся всё более самостоятельными и распространёнными. Этот вид хорошо подготовит детей к самостоятельному описанию картинок.

   Пересказ.

Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Предлагаем ребёнку сюжетную картинку, задаём несколько вопросов по изображённому на ней сюжету, соблюдая все речевые правила. Ребёнок отвечает  на них развёрнутыми фразами, самостоятельно соблюдая также речевые правила. Затем просим его одного пересказать картинку, используя «ответные» сформулированные ранее фразы. Это пересказ со зрительной опорой: перед ним картинка. Можно использовать серии сюжетных картинок.

  Затем переходим к пересказу по слуховой опоре. Прочитывают несколько раз небольшой текст или рассказ, чтобы лучше их запомнить, и после этого задают вопросы. Вопросы могут быть как короткими, так и развёрнутыми. Ребёнок отвечает на них, а потом приступает к пересказу под наблюдением логопеда. Предлагаемые рассказы должны иметь чёткую  композицию и последовательность действий. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

  Самостоятельная речь. Сюда входят: самостоятельное называние предметов; придумывание названия картинки, серии картинок; описание сюжета по картине; пересказ текста после его прослушивания; пересказ мультфильма, сказки.

Ребёнок учится выделять в своём рассказе главное и второстепенное.

  Спонтанная, эмоциональная речь, является наиболее сложной для ребёнка.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например: «Овощной магазин», где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог. Вводятся самостоятельные игры-диалоги (Например: «Телефон», «Покупатель и продавец» и т.д.). Чтение стихов (с выражением), басен по ролям, сказок, инсценировки. На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

8.Применение массажа при заикании. (Из книги Л.И.Беляковой).

 Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием.

 Для заикающегося  ребёнка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

  Некоторые исследователи и логопеды – практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи.

  1. Говори медленно и спокойно, то есть выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
  2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
  3. Не говори не слишком громко, ни слишком тихо.
  4. При разговоре стой или сиди прямо.
  5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
  6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
  7. Переходи всегда решительно и определённо в положение для произнесения гласных.
  8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
  9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
  10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
  11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто всё предложения представляет собой одно многосложной слово.
  12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

 

 

Если в семье есть заикающийся ребёнок, важно помнить:

  1. Заикающийся ребёнок всё время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
  2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребёнка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, чёрта и т.п.
  3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребёнка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребёнка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чём-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
  5. Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесённого заболевания.
  6. Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  7. Говорить с таким ребёнком надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребёнку.
  9. Следует сблизить такого ребёнка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
  10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

Родители должны помнить, что заикание – это затяжная болезнь. Поэтому на занятиях и вне их следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению заикания у своего ребёнка.