Игры для интеллектуального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Когда дети приходят в детский сад, они уже имеют определенный словарный запас, который со временем пополняется. Ребенок на протяжении всей свой жизни учится использовать свой словарный за-пас: правильно согласовывать разные части речи (существительные с прилагательным или глаголом); грамотно выражать свои желания и уметь правильно по-добрать слова, чтобы выразить свои мыс-ли.

В каждом периоде дошкольного возраста есть подходящие игры, упражнения и задания, которые помогут ребенку развить свою речь, конечно же, не стоит забывать и об индивидуальных способностях. Подобные игры, способствующие интеллектуальному и речевому развитию можно предложить ребенку в любой ситуации: дома, в группе детского сада, по дороге домой, можно играть группами или в паре.

«Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

«Найди лишнее слово».

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4.Береза, дуб, земляника, сосна.

  1. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  2. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  3. Час, минута, лето, секунда.
  4. Ласточка, ворона, курица, соока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина)

  1. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  2. Назови слова, обозначающие зверей.
  3. Назови слова, обозначающие овощи.
  4. Назови слова, обозначающие фрукты.
  5. Назови слова, обозначающие транспорт.
  6. Назови слова, относящиеся к спорту.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Игра «Угадай по описанию»

Игра «Кто кем будет»

Игра «Что внутри?»

Игра «Как это можно использовать»

Все эти игровые упражнения можно повторять несколько раз, чтобы дети поняли, что все слова имеют свое значение, они звучат по-разному. Если дети легко справятся со всеми упражнениями, значит у них достаточно высокий уровень речевого развития и они хорошо подготовлены к школе.