Консультация "Формы и методы экономического образования"

25.10.2023

Необходимость экономического образования обусловлена тем, что в современном социуме дошкольника с ранних лет окружает экономическая среда, он вынужден вникать в суть товарно-денежных отношений, овладевать первоначальными экономическими представлениями, основами экономической грамотности, что безусловно определяет актуальность и значимость экономического воспитания с раннего возраста.  Экономика стала необходимым направлением в дошкольном образовании для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка через изучение основ экономической культуры и включение его во "взрослую экономику".

А.И. Китов считает, что с переходом к рыночной экономике в стране выросла потребность в экономических знаниях, на которые раньше не обращали внимание ни в семье, ни в образовательных учреждениях.    

Исследования современных ученых показывают определяющее влияние экономических знаний на развитие дошкольников, формирование у детей качеств рационального потребителя, который ориентируется на экономическое отношение к собственным и общественным ресурсам. Исследования ученых показывают, предпосылки экономического сознания у дошкольников складываются очень рано, и если они своевременно не развиваются, то возможно проявление негативных сторон в поведении детей, таких как неряшливость, небрежность к вещам, безразличие к испорченным предметам.

Под экономическим воспитанием дошкольников принято понимать целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения интересов детей и реализацию их возможностей.

В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников.

Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает единство трех компонентов:

1) мотивационный компонент предполагает наличие у детей интереса к экономической сфере жизни, закрепление основных экономических понятий, представлений и умений;

2) информационный блок включает овладение первоначальными экономическими понятиями, понимание основных причинно-следственных связей в области экономики;

3) операционный блок – это элементарные практические умения и навыки в сфере экономических отношений, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Стоит подчеркнуть, что экономическое воспитание тесно связано с социально-нравственным, которое включает развитие у подрастающего поколения таких ценных качеств, как справедливость, честность, уважение к результатам труда взрослых, бережливость и др.  Особенностью данного направления является развитие экономических представлений детей через познавательную деятельность, что позволяет развивать интерес к людям различных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам и предметам окружения, развивать творческие способности в решении игровых задач. Однако, при формировании экономических представлений следует учитывать, что дошкольники еще не могут самостоятельно создавать социально значимые ценности, а только потреблять то, что делают для них взрослые. Именно поэтому специалисты (Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Д. Шатова и др.) видят главную цель работы по экономическому воспитанию в формировании бережного отношения к труду взрослых.

Нравственное и экономическое воспитание не могут обеспечить успешный результат без включения дошкольников в трудовую деятельность. Ученые отмечают, чем младше дошкольник, тем теснее должна быть взаимосвязь этих сторон воспитания. Специфика трудовой деятельности заключается в получении результата труда – социально значимого продукта в процессе совместной партнерской деятельности. Разделяет эту позицию Б.Т. Лихачев, утверждая, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в экономическом образовании, поскольку в силу возрастных особенностей позволяет успешно формировать у детей первоначальные представления о морально-правовых аспектах социально-экономических отношений, воспитывать честность, надежность, бережливость, уважение к сотруднику и партнеру.

Экономическое воспитание в старших группах реализуется в процессе игровой деятельности детей посредством включения экономических правил и законов в дидактические и сюжетно-ролевые игры, решения проблемных ситуаций воспитательного характера, организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, где есть возможность познакомиться с денежными купюрами, их функциями и денежным оборотом и т.д.

Актуальность проблемы экономического воспитания в том, что дошкольник в современном мире, где все материальные блага доступны, не сможет самостоятельно освоить эту область знаний, поэтому нуждается в поддержке и руководстве со стороны взрослых.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста, включает знакомство с трудовой деятельностью как продуктом реализации человеческих потребностей, деньгами и ценами, воспитание разумных потребностей, формирование полезных навыков и привычек в быту. Реализация данного содержания осуществляется, главным образом, через трудовую деятельность детей.

  В экономическом образовании важная роль отводится совместной работе дошкольного учреждения с семьей, направленную на приучение детей к бережному отношению к вещам, труду взрослых, деньгам.

 Использование в работе разнообразных организационных форм помогает воспитателю сделать процесс экономического воспитания дошкольников интересным, творческим, развивающим и в то же время, доступным.

Детей знакомят с функциональным назначение различных профессий взрослых, моделируют их трудовые действия, тем самым происходит приобщение к экономической сфере общественной жизни. В ходе решения логических и арифметических задач у дошкольников повышается интерес к приобретению экономических знаний, что, в свою очередь, побуждает ребенка к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы.

Широко используются сказки с экономическим содержанием, придумать которые достаточно просто, взяв за основу практически любую народную сказку со знакомыми персонажами и сюжетом. Сказка, как известно, является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста знаний, в том числе, экономических, развития предпосылок экономического мышления.

Важнейшим средством формирования экономических представлений дошкольников следует считать игровую деятельность. Игра, как известно, занимает важное место в жизни дошкольника как самостоятельная деятельность. Через игру дошкольники познают и осваивают мир.  Приоритетным видом игровой деятельности в жизни дошкольника является сюжетно-ролевая игра, отличительной особенностью которой является ярко выраженный творческий и самостоятельный характер, что повышает ее значимость в процессе овладения экономическими понятиями и умениями. Именно сюжетно-ролевые игры позволяют для ребенка сделать экономику понятной. Дошкольники любят рекламные игры, где можно рекламировать различные товары, подчеркивая их привлекательность и преимущества.

В логических, дидактических и интеллектуальных играх дети уточняют и закрепляют представления о социально-экономических отношениях, получают новые знания, осваивают новые экономические понятия (кредит, ипотека, безнал, расходы и др.). С детьми проводятся не только игры, но и чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, развлечения, драматизации, конкурсы, праздники и др.

Для того, чтобы дети самостоятельно применяли полученные в ходе организованной образовательной деятельности представления, важно грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе. На полках и стеллажах необходимо разместить настольно-печатные экономические игры, предоставить детям образцы монет и бумажных купюр в соответствии с их возрастом, карточки с проблемными ситуациями и задачами по экономике, макеты, ребусы, головоломки, экономическую карту, в которую дети играют, путешествуя. Чем младше дошкольники, тем больше кукольных игрушек должно быть, причем таких, которых они знают: Гном-Эконом, Буратино и т.д.

Однако, самое главное влияние на развитие детей дошкольного возраста несомненно оказывает семья. Работа по экономическому развитию детей дошкольного возраста невозможна без участия родителей. Они должны быть заинтересованы и понимать важность данной проблемы. Прежде всего, семья является первой экономической средой, с которой сталкивается дошкольник. Именно в семье ребенок знакомится с первоначальными экономическими представлениями, приобщается к планированию семейного бюджета, узнает, для чего нужны деньги, реклама, вместе со взрослыми посещает торговые центры, банки, участвует в процессах купли-продажи и т.д. При ребенке часто ведутся разговоры о доходах и расходах семьи, материальном благополучии, бережливости. Поскольку экономический опыт дошкольников в силу возрастных особенностей достаточно ограничен, перед родителями ставится задача - создание таких воспитательных ситуаций, которые будут обогащать представления детей об экономической сфере жизни, формировать собственный опыт, навыки и привычки экономного потребительства. Родители должны учить детей с раннего возраста осознавать стоимость вещей: одежды, предметов гигиены, игрушек, книг. Каждую вещь ребенок должен ценить, так как она создана трудом взрослых. Воспитательная сила семьи способствует интенсивности, глубине освоения знаний, нравственных норм и правил поведения.

Главная задача родителей - заложить основы экономического сознания, т.е. понимания необходимости сознательного потребления ресурсов и разумного ведения хозяйства, к участию в котором должны привлекаться и дети дошкольного возраста. О таком направлении семейного воспитания говорила А.Д. Шатова в программе «Экономика и дошкольник».

Важно развивать представления у дошкольников о деньгах и семейном бюджете, доходах и расходах, вместе планировать необходимые покупки. Обычно малыши осознают только наличие игрушек и еды, на остальное родители не всегда обращают внимание, поэтому нужно подводить ребенка к пониманию того, что игрушками и едой не все ограничено. Поэтому крайне необходимо, чтобы детский сад и родители сотрудничали в вопросах экономического воспитания, подчеркивает Л.А. Голуб. Знакомя детей с экономическими понятиями, следует воспитывать чувство ответственности за свои вещи и окружающие предметы.

Таким образом, важность целенаправленной работы детского сада и родителей воспитанников подтверждается тем, что именно семья является первичной средой экономического воспитания ребенка. Чтобы ребенок бережно относился к труду взрослых, игрушкам и предметам, педагоги и родители должны объединить свои усилия в реализации задачи экономического воспитания, прежде всего, собственным примером демонстрировать способы бережного отношения к окружающим предметам, потребляемым ресурсам и разумного расходования материальных средств. Основными формами работы педагогов с родителями являются беседы, письменные и устные консультации, родительские собрания, мастер-классы, создание буклетов, тематических папок по вопросам экономического воспитания детей дома и т.д.