Консультация "Формы и методы работы с родителями по экономическому воспитанию"
14.11.2023Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необходимость погружения ребенка в социально значимую сферу экономики, уже с раннего возраста. Погружения продуманного, выстроенного, осознанного со стороны окружающих взрослых, родителей и педагогов.
Экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Ряд родителей считают что дошкольники и экономика не совместимы и им рано ее изучать.
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей.
Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.
1.Педагогический мониторинг, организация диагностической работы по изучению семьи,
2.Педагогическая поддержка. накопление родителями позитивного воспитательного опыта.
3.Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя
4.Совместная деятельность педагогов и родителей.
Этапы совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
1.Мотивационный этап (ознакомительный).
Задачи: Убедить о значимости и необходимости экономического воспитания с раннего возраста. Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей. Мотивировать родителей к совместной деятельности. Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
2. Просветительский этап
Задачи: Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей. Педагоги и родители должны войти в общее информационное поле и пространство. Родителям важно знать основные темы, содержание и методы воспитания направленные на формирование экономического воспитания у детей.
Помогаем родителям овладеть методами организации детской деятельности,
- Совместной деятельность педагога, родителя и ребенок. Это виды деятельности - общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и т.д. Формы совместной деятельности, объединяющие родителей, детей и педагогов. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Для детей дошкольного возраста (3 года - 6 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».)
Прохождение всех трех этапов работы дает реальный результат
- Выстроенный процесс взаимодействия Семьи и детского сада
- Педагоги работают в диалоге и видят и ребенка семью как полноправных участника образовательной деятельности.
Направления сотрудничества с родителями решаются через, Формы работы по развитию родительской компетентности у родителями.
Их условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.
1.Информационно-аналитические формы работы.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование. Анкета для родителей: «Экономическое воспитание дошкольникам». Анкетирование «Нужна ли детям экономика»
-родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.
2. Познавательные формы работы.
Цель: направлено на ознакомление родителей с особенностями экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие родительские собрания; ( Например: Родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», «Уроки финансовой грамотности», «Что такое семейный бюджет
- мастер классы, консультации и индивидуальные беседы; (Например: «Полезные экономические навыки» «Формы работы с детьми по финансовой грамотности»;
Консультация «Формирование экономических навыков в семье» )
- Создание предметно-пространственной среды, ( Например: «Леп-бук в работе с детьми по формированию экономической и финансовой грамотности».
- семейные проекты. (Например: «Бюджет семьи», Создание альбома «Семейные профессии»
- 3.Наглядно-информационные.
Цель: познакомить родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Данное направление включает:
- Тематические стенды, папки-передвижки. (Например: Брошюра «Карманные деньги» , «В магазин с ребенком»;
- Буклеты ( Например: «Перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов по экономическому воспитанию», « Как научить ребенка считать деньги».
- Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».
- Фотовыставки; Изготовление газет: «Мамин помощник», «Что яэкономлю, берегу дома».
- 4.Досуговые:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
По данному направлению можно организовать:
- Праздники, развлечения, акции,
- Выставки, ярмарки, экскурсии,
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Объединение двух форм экономического воспитания: семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей – условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.