Консультация "Формы и методы работы с родителями по экономическому воспитанию"

14.11.2023

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необходимость погружения ребенка  в социально значимую сферу экономики, уже с раннего возраста. Погружения  продуманного, выстроенного,  осознанного со стороны окружающих взрослых, родителей и педагогов.

Экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Ряд родителей считают что дошкольники  и экономика не совместимы и им рано ее изучать.

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада.  В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей.

Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.

1.Педагогический мониторинг, организация диагностической работы по изучению семьи,

2.Педагогическая поддержка. накопление родителями позитивного воспитательного опыта.

3.Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя

4.Совместная деятельность педагогов и родителей.

 Этапы совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

 1.Мотивационный этап (ознакомительный).

Задачи: Убедить  о значимости и необходимости экономического воспитания с раннего возраста. Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей.   Мотивировать родителей  к совместной деятельности. Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

2. Просветительский этап

Задачи:  Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей. Педагоги и родители должны войти в общее информационное поле и пространство.  Родителям важно знать основные темы, содержание и методы воспитания направленные на формирование экономического воспитания у детей.

Помогаем родителям овладеть методами организации детской деятельности,

  1. Совместной деятельность педагога, родителя и ребенок. Это виды деятельности - общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и т.д. Формы совместной деятельности, объединяющие родителей, детей и педагогов. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Для детей дошкольного возраста (3 года - 6 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».)

Прохождение всех трех этапов работы дает реальный результат

  1. Выстроенный процесс взаимодействия Семьи и детского сада
  2. Педагоги работают  в диалоге и видят  и ребенка семью как полноправных участника образовательной деятельности.

Направления сотрудничества с родителями решаются через, Формы работы по развитию родительской компетентности  у родителями.

Их условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

 1.Информационно-аналитические формы работы.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование. Анкета для родителей: «Экономическое воспитание дошкольникам». Анкетирование «Нужна ли детям экономика»

-родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

2. Познавательные формы работы.

Цель: направлено на ознакомление родителей с особенностями экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

  • общие родительские собрания; ( Например:  Родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», «Уроки финансовой грамотности», «Что такое семейный бюджет
  • мастер классы, консультации и индивидуальные беседы; (Например: «Полезные экономические навыки» «Формы работы с детьми по финансовой грамотности»;

            Консультация «Формирование экономических навыков в семье» )

  • Создание предметно-пространственной среды, ( Например: «Леп-бук в работе с детьми по формированию экономической и финансовой грамотности». 
  • семейные проекты. (Например: «Бюджет семьи», Создание альбома «Семейные профессии» 
  • 3.Наглядно-информационные.

Цель: познакомить родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Данное направление включает:

  • Тематические стенды, папки-передвижки. (Например: Брошюра «Карманные деньги» , «В магазин с ребенком»;
  • Буклеты ( Например: «Перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов по экономическому воспитанию», « Как научить ребенка считать деньги».
  • Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».
  • Фотовыставки; Изготовление газет«Мамин помощник»«Что яэкономлю, берегу дома».                                         
  • 4.Досуговые:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

По данному направлению можно организовать:

  • Праздники, развлечения, акции,
  • Выставки, ярмарки, экскурсии,

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Объединение двух форм экономического воспитания: семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей – условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.