Консультация "Методы и приёмы на занятиях по валеологии."
16.02.2024Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.
Словесный метод
В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).
Объяснение
На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски» Необходимо разъяснить важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены — расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».
Беседа
Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек», проводится беседа «Я — человек», в которой сравнивается внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяются основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить.
Рифмовки и загадки
Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.
Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» можно начать с загадок:
- Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
- Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
- Над землёй трава, под землёй бордовая голова. (Свекла).
Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать,
Руки — чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога —
Они всегда тебе помогут.
Сказкотерапия
Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта представлений здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), детям рассказать сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу — Зубастику — надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.
Чтение
Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:
- «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
- «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
- «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».
Сказки
Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.
Наглядный метод
Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:
- демонстрация — педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
- показ — презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
- наблюдения — планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).
Игровой метод
Ведущий вид деятельности дошкольников позволяет осваивать целые блоки новых валеологических представлений, умений и навыков. Валеологические игры могут быть трёх видов. Рассмотрим примеры для каждого.
Таблица: картотека валеологических игр разных видов в детском саду
Название (возрастная группа) |
Цели |
Ход игры |
Дидактические игры |
||
«Свари борщ» (вторая младшая) |
· закрепить названия овощей; · дать общее представление о процессе приготовления борща. |
Дети берут из «волшебного мешочка» картинку с изображением овоща и определяют, нужен ли он в борще или нет. |
«Одень спортсмена» (средняя) |
Подбирать нужную экипировку под разные виды спорта. |
Педагог раздаёт детям изображения спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Дети должны отобрать из лежащих на столе маленьких карточек те, на которых есть подходящая экипировка. |
Лото «Витаминное лето» (подготовительная) |
Систематизировать представления ребят о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах. |
Дети получают по 2 большие карточки с названиями витаминов и по 6 маленьких с изображением овощей и фруктов. Педагог называет витамин, а дети отбирают продукты, в которых он содержится, и кладут его на название на большой карточке. |
Подвижные игры |
||
«Запомни движение» (вторая младшая) |
· запоминать и воспроизводить показанные движения; · развивать внимание, память. |
Взрослый показывает движения, дети повторяют. |
«Сосчитай пуговицы» (средняя) |
Показать, как слаженная работа нескольких анализаторов (зрения, прикосновений) позволяет быстро выполнить задание. |
Малыш считает пуговицы на своей пижаме, пальто и пр. При этом либо только ощупывая, либо ощупывая и рассматривая. Игру можно усложнить, дав задание сосчитать пуговицы на одежде товарища и введя соревновательный элемент. |
Игра малой подвижности на релаксацию «Послушай свой организм» (подготовительная) |
Познакомить дошкольников с элементами релаксации и отследить её влияние на самочувствие. |
Дети удобно садятся или ложатся, закрывают глаза и прислушиваются к себе изнутри: как работают внутренние органы, как стучит сердце и пр. Затем через 2–3 минуты малыши отвечают на вопрос: «Как дела?», то есть описывают своё самочувствие. |
Театрализованные игры |
||
«Разговоры без слов» (младшая) |
Упражняться в понимании мимики, поз, жестов человека. |
Педагог жестами показывает приветствие, прощание, угрозу, мимикой — радость, удивление, позой — усталость, растерянность, благодушие. Дети угадывают и называют ситуации, где эти жесты, мимика и позы могут быть использованы. |
«Ты покажи — я отгадаю» (средняя) |
· закреплять представления правил и атрибутов наиболее популярных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис); · воспитывать уважительное отношение к занятиям спортом. |
Малыш показывает при помощи мимики характерные движения спортсмена, остальные ребята угадывают, о ком идёт речь. |
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» (старшая и подготовительная) |
· закреплять правила поведения на приёме у доктора; · Развивать умение названия основных лекарственных препаратов (капли в нос, аскорбиновая кислота и пр.). |
Дети разыгрывают сюжет, предложенный взрослым или придуманный самостоятельно (например, у «пациента» болит горло, «доктор» осматривает и назначает лечение). |
Это интересно. Большинство педагогов практикует составление картотеки игр, опираясь на общее направление образовательного процесса, то есть валеологическое воспитание. Ознакомиться с примером составления такого перечня можно здесь.
Практический метод
Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности. К ним относятся:
- рисунки (задание может выполняться и в классе, и дома, тематика обычно сочетается с проблемой, рассматриваемой на занятии, к примеру, работая над темой «Прививки» в младшей группе, дети рисуют шприц);
- аппликации (к примеру, в средней группе, изучив строение внутренних органов, дети из отдельных картинок составляют макет тела человека);
- поделки (например, поделка в старшей группе «Макет проезжей части», который может использоваться для отработки ПДД);
- опыты — освоение окружающего мира через непосредственный контакт с ней.
Таблица: примеры опытов по валеологии
Название |
Цели |
Ход проведения опыта |
Младшая группа |
||
«Зачем нужны глаза» |
Уточнить важность органа зрения. |
Дети закрывают глаза, педагог совершает какие-то действия, а затем просит малышей сказать, чем она занималась. Ребята не могут. Тогда воспитатель повторяет свои манипуляции, но дети уже ничем не прикрывают глаза. Вывод: без зрительного контакта составить впечатления о том, чем занимается персонаж, нельзя. |
Средняя группа |
||
«Превращения» |
Получить представления о действии адсорбента. |
В баночку с водой капаем чернила или используем для этих целей пищевой краситель. Добавляем растолчённый активированный уголь (одну таблетку) – смесь посветлела, уголь поглотил распространение красящего вещества. |
Подготовительная группа |
||
«Как выйти сухим из воды» |
Показать, как можно быстро осушить ёмкость с водой. |
Кладём монетку на тарелку и заливаем её водой. Скомканный кусок газеты поджигаем и забрасываем в стеклянную банку. Не дожидаясь, когда огонь погаснет, накрываем банкой монетку. Нагретый воздух после того, как погаснет огонь, втянет воду, и монетку можно будет достать, не замочив рук. |