Консультация "Методы и приёмы на занятиях по валеологии."

16.02.2024

 

 

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски»  Необходимо  разъяснить важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены — расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».

Беседа

Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек»,  проводится беседа «Я — человек», в которой  сравнивается внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяются основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить.

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» можно начать с загадок:

  • Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
  • Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
  • Над землёй трава, под землёй бордовая голова. (Свекла).

Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик — запах различать,

Руки — чтобы ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога —

Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта представлений здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), детям рассказать сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу — Зубастику — надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.

Чтение

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

  • «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
  • «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
  • «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».

Сказки

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

  • демонстрация — педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
  • показ — презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
  • наблюдения — планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).

Игровой метод

Ведущий вид деятельности дошкольников позволяет осваивать целые блоки новых валеологических представлений, умений и навыков. Валеологические игры могут быть трёх видов. Рассмотрим примеры для каждого.

Таблица: картотека валеологических игр разных видов в детском саду

Название (возрастная группа)

Цели

Ход игры

Дидактические игры

«Свари борщ» (вторая младшая)

·                 закрепить названия овощей;

·                 дать общее представление о процессе приготовления борща.

Дети берут из «волшебного мешочка» картинку с изображением овоща и определяют, нужен ли он в

 борще или нет.

«Одень спортсмена» (средняя)

Подбирать нужную экипировку под разные виды спорта.

Педагог раздаёт детям изображения спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Дети

должны отобрать

из лежащих на столе маленьких карточек те, на которых есть подходящая экипировка.

Лото «Витаминное лето» (подготовительная)

Систематизировать представления ребят о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.

Дети получают по 2 большие карточки с названиями витаминов и по 6 маленьких с изображением овощей и

фруктов. Педагог называет витамин, а дети отбирают продукты, в которых он содержится, и кладут его на название на большой карточке.

Подвижные игры

«Запомни движение» (вторая младшая)

·                  запоминать и воспроизводить показанные движения;

·                 развивать внимание, память.

Взрослый показывает движения, дети повторяют.

«Сосчитай пуговицы» (средняя)

Показать, как слаженная работа нескольких анализаторов (зрения, прикосновений) позволяет быстро выполнить задание.

Малыш считает пуговицы

на своей пижаме, пальто и пр. При этом либо только ощупывая,

либо ощупывая и рассматривая. Игру можно усложнить, дав задание сосчитать пуговицы на

одежде товарища и введя соревновательный элемент.

Игра малой подвижности на релаксацию «Послушай свой организм» (подготовительная)

Познакомить дошкольников с элементами релаксации и отследить её влияние на самочувствие.

Дети удобно садятся или ложатся, закрывают глаза и прислушиваются к себе

изнутри: как работают внутренние органы, как

стучит сердце и пр. Затем через 2–3 минуты малыши отвечают на вопрос: «Как дела?», то есть описывают своё самочувствие.

Театрализованные игры

«Разговоры без слов» (младшая)

Упражняться в понимании мимики, поз, жестов человека.

Педагог жестами

показывает приветствие, прощание, угрозу, мимикой — радость, удивление,

позой — усталость, растерянность, благодушие.

Дети угадывают и

называют ситуации, где эти жесты, мимика и позы

могут быть использованы.

«Ты покажи — я отгадаю» (средняя)

·                 закреплять представления правил и атрибутов наиболее популярных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис);

·                 воспитывать уважительное отношение к занятиям спортом.

Малыш показывает при помощи мимики характерные движения спортсмена, остальные ребята угадывают, о ком идёт речь.

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» (старшая и подготовительная)

·                 закреплять правила поведения на приёме у доктора;

·                 Развивать умение названия основных лекарственных препаратов (капли в нос, аскорбиновая кислота и пр.).

Дети разыгрывают сюжет, предложенный взрослым

или придуманный самостоятельно (например, у «пациента» болит горло, «доктор» осматривает и назначает лечение).

Это интересно. Большинство педагогов практикует составление картотеки игр, опираясь на общее направление образовательного процесса, то есть валеологическое воспитание. Ознакомиться с примером составления такого перечня можно здесь.

 

Практический метод

Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности. К ним относятся:

  • рисунки (задание может выполняться и в классе, и дома, тематика обычно сочетается с проблемой, рассматриваемой на занятии, к примеру, работая над темой «Прививки» в младшей группе, дети рисуют шприц);
  • аппликации (к примеру, в средней группе, изучив строение внутренних органов, дети из отдельных картинок составляют макет тела человека);
  • поделки (например, поделка в старшей группе «Макет проезжей части», который может использоваться для отработки ПДД);
  • опыты — освоение окружающего мира через непосредственный контакт с ней.

Таблица: примеры опытов по валеологии

Название

Цели

Ход проведения опыта

Младшая группа

«Зачем нужны глаза»

Уточнить важность органа зрения.

Дети закрывают глаза, педагог совершает какие-то действия, а затем просит малышей сказать,

чем она занималась. Ребята не могут. Тогда воспитатель повторяет свои манипуляции, но дети уже ничем не прикрывают глаза. Вывод: без зрительного контакта составить впечатления о том, чем занимается персонаж, нельзя.

Средняя группа

«Превращения»

Получить представления о действии адсорбента.

В баночку с водой капаем чернила или используем для этих целей пищевой краситель. Добавляем растолчённый активированный уголь (одну таблетку) – смесь посветлела, уголь поглотил распространение красящего вещества.

Подготовительная группа

«Как выйти сухим из воды»

Показать, как можно быстро осушить ёмкость с водой.

Кладём монетку на тарелку и заливаем её

водой. Скомканный кусок газеты поджигаем и забрасываем в стеклянную банку. Не

дожидаясь, когда огонь погаснет, накрываем банкой

монетку. Нагретый воздух после того, как погаснет огонь, втянет воду, и монетку можно будет достать, не замочив рук.