Консультация "Методы визуализации в работе с детьми"

14.03.2024

Поколения «зумеров» и «альф» растут в мире, где возможности безграничны, а времени ни на что не хватает. Они адаптировались быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации.

Например, чтобы принять решение о качестве контента, им достаточно всего одной секунды. Различные картинки и инфографики помогают делать это еще быстрее: главную мысль уловить проще визуально, чем углубляться и читать текст.

Педагоги, кто разрабатывает контент для занятий,  давно используют этот инструмент, чтобы учиться было проще и увлекательнее. Методы, которые можно  результативно использовать для ежедневных дел с ребенком.

  • 1. Комиксы: прокачивать знания и «гибкие» навыки
  • 2. Инфографика
  • 3. Карты заданий
  • 4. Скетчноутинг
  • 5. Таймлайн
  • 6. Презентация

Карты заданий

Напоминают ребенку компьютерную игру. Можно оформить картой уборку в комнате или поход в магазин — не забывая про начальную точку, промежуточные шаги и конечную точку.

Такой подход увлечет и замотивирует ребенка, а еще — в игровой форме приучит разделять задачи на подзадачи и эффективнее с ними справляться.

 

 Скетчноутинг

Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, которые помогают структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

Придумайте вместе с ребенком систему знаков и персонажей для каждого предмета, создайте схемы по разным темам, выделите важное цветом и рисунками и сделайте заметки на полях, чтобы возвращаться и повторять материал.

 

 

Таймлайн

Таймлайн — это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени хороши, когда нужно запомнить этапы посадки растения, распорядок дня, период ожидании какого-либо события, жизненный цикл животного, др.

А еще таймлайны незаменимы, когда нужно что-то спланировать. Например, подготовиться к мероприятию (экзамену) или сделать проект. Они помогают взглянуть на задачу комплексно и логично разделить ее на этапы.

Таймлайн – отличный способ визиуализировать информацию в электронном или дистанционнном обучении. Хроника, временная шкала, лента времени, временная последовательность, временная диаграмма - синонимы таймлайна.

 

Презентация

А точнее, работа над ней – лучший способ надолго запомнить большой объем информации. Когда ребенок думает, как максимально емко и лаконично изложить материал в нескольких слайдах, он еще раз все повторяет, структурирует, делает выводы. Короче, глубоко пропускает через себя и отправляет в долгосрочную память, откуда сможет в любой момент вытащить нужные данные.

 

Скрайбинг (от англ. scribe – «штриховать, размечать») – это способ визуализации смысла с помощью кратких тезисов и простых рисунков

 

Скетчинг –это особая техника быстрого рисунка какого-либо объекта или предметов. Понятие произошло от английского слова «sketch», что означает «набросок», «эскиз», «зарисовка».

Изначально эскизы рисовали художники, нанося на холст штрихи и фигуры – очертания будущих предметов. Мастер продумывал композицию, расположение объектов на листе, подбирал цветовую гамму. Такая зарисовка становилась основой будущей фундаментальной работы.

Сейчас скетч – это по-прежнему быстрая зарисовка от руки на бумаге или экране. Только в отличие от эскиза художника она представляет собой законченную работу. От рисунка скетч отличается тем, что выполняется он без детализации элементов и их тщательной прорисовки. Технической точности здесь не требуется. Главная задача скетча – передать настроение, идею, образ, эмоции автора.

Скетчинг: основные виды

Рисовать скетчи можно на любые темы. Этот метод визуализации мыслей и идей используется в разных областях промышленности и культуры. В зависимости от этого можно выделить несколько основных видов скетчинга.

Food-иллюстрация

Это рисунок еды. Аппетитные Food-иллюстрации используются в рекламе, оформлении кулинарных книг, а также интерьера и меню ресторанов.

Fashion-скетчинг

Это дизайн модной одежды, обуви и аксессуаров в зарисовках. Эскизы используются при создании коллекций и в публикации журналов мод.

Флористический скетчинг

Это рисунки цветочных композиций. Их создают флористы и декораторы. Рисунки используются в рекламе, производстве косметики и эко-продуктов, оформлении интерьера.

Интерьерный скетчинг

Это создание дизайна и декора интерьеров в зарисовках. Их используют для презентации своих идей дизайнеры и декораторы.

Архитектурный скетчинг

Это эскизы сооружений, зданий, городских улиц. Они используются архитекторами для разработки и представления своих проектов.

Travel-скетчинг

Это зарисовки интересных мест, предметов, кулинарных блюд из путешествий. Они часто сопровождаются текстовыми заметками. Картинки передают впечатление и эмоции от увиденного.

Индустриальный скетчинг

Это изображение объектов и предметов быта и жизни. Такие скетчи создают дизайнеры промышленных товаров и инженеры.

Ландшафтный скетчинг

Это зарисовки дизайна приусадебных участков, парков, скверов, садов.

Скетч-портрет

Это портретные зарисовки, создаваемые художниками в своей особенной неподражаемой манере.

Lifestyle-скетчинг

Это изображение вещей и предметов повседневного стиля: элементы гардероба, аксессуары, гаджеты и многое другое.

Приемы скетчинга

Приемы в скетчинге классифицируются по видам используемых инструментов. Мы рассмотрим три техники

  1. Карандашный скетч.Для работы потребуется несколько простых карандашей разной твердости, бумага или альбом для рисования и ластик. Сначала намечаются основные фигуры чуть заметными прерывистыми линиями. Затем прорисовываются детали. В финале темные области и тени штрихуются мягким простым карандашом
  2. Скетч маркером.Для создания скетча понадобятся цветные маркеры, простой карандаш, ластик и бумага. Сначала все элементы прорисовываются простым карандашом. Затем наносится цвет маркерами, начиная со светлых оттенков. На этом этапе карандашные линии стираются. В финале делается отрисовка элементов
  3. Техника 3 стадий.Процесс создания рисунка проходит в 3 стадии: набросок простым карандашом, заливка цвета красками или маркерами, детализация элементов маркером и линером.

У каждого мастера есть свои «любимые» инструменты для рисования: кто-то творит красками или маркерами, кто-то – только карандашами. Многие художники практикуют разные виды скетчинга. Интересные результаты дает смешение техник.

 

Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Почему так называется?

Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом "кроссворд". Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов.

Что собой представляет кроссенс?

Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.

Как использовать кроссенс в обучении?

Педагог заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача обучающихся – "разгадать" кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.

Как читается кроссенс?

Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Ученики, глядя на изображение, должны понять его смысл (кстати, можно для удобства делать некоторые подписи), немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.

Как сделать кроссенс?

Сначала надо определить общую тему и идею, затем выделить 9 элементов, относящихся к этой теме, и установить логические связи между ними, определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения и оформить игровое поле из девяти квадратов. Можно сделать это в Word или Power point, затем распечатать на обычных листах и раздать каждой группе. Если вы планируете коллективную работу с кроссенсом, то можно продемонстрировать слайд на экране.

Зачем нужен кроссенс?

Метод кроссенса основан на деятельностном подходе, он помогает развивать критическое и логическое мышление учеников, организовывать командную работу, делать уроки более интересными и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

 

Что же такое инфографика?

Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных образов. Очень много информации вокруг мы воспринимаем визуально и наш мозг любит картинки.

В настоящее время трудно представить изложение информации, без использования графических средств. Инфографика позволяет быстро и чётко преподнести сложную информацию. Она делает ее более наглядной и доступной для восприятия. Различные таблицы, схемы, карты являются примерами учебной инфографики. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. С помощью этого метода можно организовать интересную непрерывную образовательную деятельность, повысить интерес детей к выполнению учебных заданий. 

Важнейшим принципом применения инфографики является наглядность, способствующая развитию визуального мышления в основе которого лежит оперирование наглядными изображениями.  Где можно использовать инфографику?

  1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования) 
  2. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.
  3. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации 

Чтобы создать яркую и запоминающуюся инфографику, прежде всего, нужно определиться с идеей, выбрать тему. На этом этапе важно понимать, что мы хотим донести до своей аудитории, будь то взрослые или дети.

Следующий этап – сбор информации. Она может быть представлена в виде текста, видео, таблиц и т.д. Материал, на базе которого будут построены элементы инфографики, должен быть максимально простым, количество – текста минимальным. Затем нужно обработать информацию и оставить самое важное.

Далее выбираем тип инфографики, необходимо решить в каком формате мы будем представлять информацию. Это может быть презентация, одностраничная картинка, видеоролик. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. На данном этапе создается законченная информационная композиция. Разрабатывая структуру инфографики нужно помнить, что она должна быть доступной для восприятия.

 

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Кластер помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Его можно использовать на любом этапе урока.

Суть приема заключается в умении учеников работать с текстом и другими источниками информации, определять тему, выделять более и менее существенное, находить ключевые слова, устанавливать логические и смысловые связи между основными компонентами темы.

Чек-лист для составления кластера

  1. Прочитать текст.
  2. Определить основную тему, сформулировать ее в виде ключевого слова (словосочетания).
  3. Записать тему в центре листа.
  4. Выделить в материале крупные смысловые единицы (родовые понятия). Записать их в виде ключевых слов, словосочетаний или тезисов, расположив вокруг темы, связать стрелками (линиями).
  5. Выделить более мелкие смысловые единицы (видовые понятия), установить связи между ними и родовыми понятиями. Записать на листе, связав стрелками.

Конечно, перед тем как начинать составлять кластер, надо определиться с его видом.

Виды кластеров

"Планета и ее спутники"

В центре - ключевое слово (тема). Это своеобразная "планета". Вокруг – крупные смысловые единицы ("спутники"). Вокруг них – связанные с ними по смыслу понятия помельче ("спутники спутников").

"Гроздья"

Этот вид отчасти похож на предыдущий. Также выделяются тема и подтемы. Записываются, связываются стрелками. В каждой подтеме – свои ответвления. От каждой "ветки" отходят другие "веточки", образуя таким образом своеобразные гроздья. В этом существенное отличие этого вида от предыдущего. В "Планете..." нет такого обширного ветвления.

"Блок-схема"

Этот вид кластера используется для составления алгоритма выполнения какого-либо действия. Здесь нет темы, от которой вовсе стороны расходятся "лучи". В блок-схеме каждый элемент – это  шаг (этап, действие), расположенные в определенной последовательности.

"Фишбоун"

Схема представляет собой "рыбий скелет". Голова – вопрос темы. Верхние кости – основные понятия темы. Нижние кости – суть понятий. Хвост – ответ на вопрос.

"Бумажный кластер"

Ученики получают отдельные карточки с записанными на них ключевыми понятиями (словами, словосочетаниями, тезисами), которые связаны с темой или прочитанным текстом. Дети составляют из этих карточек кластер, устанавливая между понятиями смысловые связи. Карточки можно раскладывать на парте или наклеивать на лист бумаги.

"Кластер с нумерацией"

Его целесообразно использовать, когда необходимо определить последовательность событий или алгоритма. В центре записывается тема, затем в хаотичном порядке "набрасываются" идеи (факты, понятия, ассоциации, действия). Затем ученики изучают материал (текст), после чего рядом с записанными вокруг темы словами расставляют цифры, обозначающие последовательность, в которой происходили события или в которой нужно производить действия.

"Арт-кластер"

Это кластер, в котором вместо записи слов используются картинки. Принцип построения тот же: в центре картинка, определяющая тему, вокруг наклеиваются или рисуются картинки, составляющие ее компоненты. Картинки могут изображать единичные предметы или сюжеты.

"Групповой кластер"

Большая тема делится на несколько "подтем" (групп). Подтемы раздаются разным ученикам или группам учеников. Для каждой подтемы составляется свой кластер. Затем все схемы объединяются, и получается один общий кластер.

"Обратный кластер"

Учитель заранее составляет кластер сам, оформляет на листах, но намеренно пропускает в нем некоторые компоненты. Листы раздаются ученикам на уроке. После изучения материала (текста) они должны восстановить кластер, дописав пропущенные элементы.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

  1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
  2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
  3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
  4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например:

Лыжи

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

Каток

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например: МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

ДОБРОТА

В детском саду можно использовать таким образом.

1 строка: Предмет или явление одним словом.

2 строка: Описать какой этот предмет.

3 строка: Действия данного предмета.

4 строка: Нравится ли данный предмет и как?

5 строка: Как можно по другому назвать этот предмет?

 

 

Интерактивный плакат

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.

 

Интерактивный плакат – как современное средство обучения в ДУ

Карпушова Александра Владимировна, воспитатель, I квалификационная категория,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Золотой петушок» комбинированного вида»

Федяева Кристина Александровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Золотой петушок» комбинированного вида»

 

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому использование ИКТ стало неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном образовании [7, с.29]. С этой целью мы осваиваем новые технологии и приемы подачи информации. 

Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка [6, с.47]. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне[13,с. 67].

Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - «взимный», «act» - действовать[12,с.15].

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме[2,c.101].

Преимуществами интерактивного плаката являются:

  • высокая интерактивность– диалог между воспитателем и воспитанниками посредством данной программы (новый метод работы в НОД);
  • простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
  • богатый визуальный материал- яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
  • групповой и индивидуальный подход- позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным воспитанником ;
  • учебный материал программ представленв виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет воспитателю конструировать НОД в соответствии со своими задачами [2,с.83].

Для чего он нужен?

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: 

  • за счет использования интерактивных элементов вовлечь воспитанников  в процесс получения знаний;
  • за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации [9,с.35]. 

Интерактивный плакат активно используется в педагогическом процессе, что позволяет сделать его более эффективным и занимательным для наших воспитанников. Данный вид пособий является хорошим помощником для воспитателей. Он не только позволяет наглядно продемонстрировать те или иные явления природы, взаимосвязи между объектами, но даёт детям возможность добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные знания.

Можно разработать серию интерактивных плакатов и игр, предназначенных для использования на занятиях с детьми дошкольного возраста. Детей вторых младщих групп с помощью пособий знакомят с объектами живой природы, в старших группах дети закрепляют свои представления, проверяют их с помощью игровых заданий.

 Тематика плакатов: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные севера», «Времена года»,  «Деревья и кустарники», «Животные жарких стран», «Растения Красной книги», «Транспорт» и др.

Пособия  разрабатываются в среде Power Point и выполняются в технике «единого экрана», что позволяет визуально воспринимать плакат, как один слайд, не замечая переходов между ними. Каждый плакат состоит из нескольких слайдов. Количество слайдов варьируется в зависимости от количества объектов, представленных на плакате плюс титульный слайд и слайды с проверочными заданиями. Переход между слайдами осуществляется щелчком по изображению одного из объектов (уменьшенные изображения) посредством гиперссылок. Перейдя на слайд с выбранным объектом, можно видеть его увеличенное изображение в центральной части плаката. Имеется возможность завершения показа слайдов в любой момент

посредством щелчка по кругу с перекрестьем. Результаты использования интерактивных плакатов в ДУ:        

  1. Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
  2. Улучшение речевого развития.
  3. Расширение кругозора детей, развитие их познавательных процессов.
  4. Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
  5. Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
  6. Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
  7. Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
  8. Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
  9. Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Таким образом, интерактивный плакат – это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса восприятия. На наш взгляд интерактивные плакаты являются отличными помощниками воспитателя. Они способствуют повышению активности и любознательности дошкольников, позволяют дифференцировать задания для детей с разными индивидуальными особенностями, а также дают возможность сделать нашу работу с детьми насыщенной, доступной, интересной.