Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Подготовила учитель-дефектолог Носевич Н.В.
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — "важнейшее средство человеческого общения".
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду: обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребёнком окружающего мира.
В детском саду дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение развивается постепенно.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приёмы работы. Так, взрослые, читая ребёнку, небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребёнку из собственного опыта, но и открывает то, что ему ещё не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.
Развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги, открытки, фотографии, репродукции картин.
Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Как происходит - формирование словаря.
-обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду;
-упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно);
- употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
-закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
-отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
-совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
-знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка);
-уметь составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
-развивать умение поддерживать беседу;
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
-развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
-формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.
Социальная среда как развитие речи дошкольника. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует. Дети - великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи.
Экскурсии как метод развития речи детей - учим детей объяснять увиденное.
Игра и труд как развитие речи детей.
Язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами, с деятельностью человека.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
методы словарной работы
I. Введение новых слов в словарь
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.
2. Рассматривание и обследование предметов.
3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.
Эти три метода используются во всех возрастных группах.
4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.
5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .
Последние два метода используются, начиная со средней группы.
II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря
1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.
Этот метод используется главным образом в старших группах
2. Чтение и рассказывание литературных произведений.
3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Два последние метода используются во всех возрастных группах.
III. Закрепление и активизация словаря.
1. Рассматривание игрушек.
2. Рассматривание картин знакомого содержания.
3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.
Эти методы используются во всех возрастных группах.
4. Словесные игры используются в средней и старшей группах
5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.
6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.
7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале) используется преимущественно в средней и старших группах.
К концу года дети могут уметь:
• Участвовать в беседе.
• Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
• Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
• Определять место звука в слове.
• Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением