Круглый стол «Преемственность детского сада и школы– основы сотрудничества и партнёрства»  

17.10.2023

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

 

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.

 

Задачи:

  1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
  2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене УДО, школа и родители будущих первоклассников. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
  3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.

 

Участники: учителя начальной школы и воспитатели старшей группы детского сада

Ход проведения:

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

  1. Вводная часть. (постановка проблемы, представление участников).

Добрый день, уважаемые гости!

      Вопросы преемственности детского сада и школы были актуальны всегда, а сейчас особенно. Преемственность имеет важное значение при переходе из детского сада в школу. От того насколько будет осуществляться преемственность зависит успешность каждого ученика-первоклассника и их дальнейшее обучение в школе.

Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!

Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

«Что изменилось?» — спросил Учитель.

«Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые обстоятельства». Именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».

- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

  1. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы, просмотр и обсуждение фрагментов уроков в 1 класса)

 -  Выступление «Пути реализации преемственности в системе дошкольного и начального образования» (Н.В. Литуновская -  учитель 1 класса, высшей категории) 

            "Школа не должна должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, то делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни  постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» 

В. А. Сухомлинский

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комфортно в детском саду и на протяжении всего обучения в школе. Только сегодня у ребенка одни условия, темп и насыщенность деятельности, а завтра все по другому. Может ли быть идеальная преемственности между детским садом и начальной школы? Каждое общеобразовательное учреждение по своему решает проблему. Преемственность это не что иное, как опора на пройденное, развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний. Основными задачами дошкольного и школьного образования, является подготовка детей к школе. Основным видом деятельности ребенка, становиться учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Должно пройти некоторое время пока ребенок осознает себя школьником.

Правильная организованная работа по преемственности это залог успеха обучения детей начальной школы. Из опыта работы по данной теме, можно отметить, что для этого ежегодно разрабатываются планы совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования детский сад — начальная школа.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой необходимо планомерное и поэтапное выполнение некоторых шагов.

Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирование у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.

  1. Психолого – педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка . Педагог-психолог Матиевская И.М.
  2. Заключительная часть (рефлексия).

                               «Притча об учителе и учениках».       Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.       Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.        Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.          Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.            Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения. -Где плоды твоего труда? - спросил учитель. -Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь. -Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать.

           И у второго ученика не было растения.

-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно. -Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.           И третий ученик оказался нерадивым. -Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить. -Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

          И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой: -Забыл я, учитель, посеять семя. -Запомни: что посеешь, то и пожнешь.           И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение. -«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.           Вид шестого ученика был печальным. -Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение. -Запомни, ничто не может жить без питания.           И у седьмого ученика ждало учителя разочарование. -«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю. -Береги впредь свое чадо от дурного глаза.             Нечем было хвастаться и восьмому ученику. -Послушался я, учитель, чужих советов. -Не слушай тех, кто не знает.            Не мог похвастаться и девятый ученик. -Учитель, слишком поздно я поселял семя. -Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.            У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов. -Забыл я удобрить землю, учитель. -«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.           Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай. -Учитель, я выполнил все твои советы. -Ты хороший ученик, я горжусь тобой.           Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика. -О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.          Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, а ученики изменят наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.   Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе

 

Выводы-

  1. В настоящей ситуации развития преемственности в обучении необходима.
  2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
  3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
  4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

 

Выработка рекомендаций по итогам заседания круглого стола

  1. Руководителям учреждений общего среднего и дошкольного образования:
    • Создать в каждом учебном учреждении оптимальную адаптивную предметно­развивающую среду с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
    • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся I класса в период адаптации.
    • Создать условия для физического развития детей шестилетнего возраста, профи­лактики утомления, учитывая возрастные нормы нагрузки учащихся.
    • Поддерживать и поощрять педагогов, использующих в своей деятельности здо­ровьесберегающие педагогические технологии, дифференцированный подход к обучению и воспитанию.
  2. Педагогам:
    • Основным направлением педагогической деятельности и задачами обучения вос­питанников и обучающихся считать здоровьесбережение.
    • Изучить образовательные стандарты “Дошкольное образование”, акцентировать внимание на преемственности между начальной школой и учреждением дошколь­ного образования по вопросам содержания и форм организации образовательного процесса в I классе.
    • С целью повышения мотивации учебной деятельности первоклассников, форми­рования учебных умений и навыков максимально использовать личностно ориен­тированные технологии обучения; при этом основным способом обучения и орга­низации жизнедеятельности детей шестилетнего возраста считать игру.
    • Для формирования оценочной самостоятельности и адекватной самооценки обу­чающихся применять формы содержательной оценки деятельности учащихся, исключить использование в III классах отметок и заменяющих их символов.
    • Для обеспечения полноценной двигательной активности первоклассников совер­шенствовать формы и методы организации физического воспитания в учебное и внеурочное время.

 

Решение:

1) признать работу семинара достигшим цели

2) продолжать учебную и внеучебную деятельность в 1-х классах

3) педагогам школы и ДОУ продолжить работу по созданию условий для формирования УУД и предпосылок учебных действий

4) педагогам школы и ДОУ организовать взаимопосещение занятий и уроков

 

Рефлексия. Дерево успеха: зеленое яблоко – семинар прошел полезно, плодотворно, интересно, желтое – семинар хороший, возникло больше вопросов, чем ответов, красное – семинар не принес ничего нового)

Упражнение “Надежда”. Зажечь свечу, с этим огоньком я связываю надежду на то, что мы с вами познавательно и интересно провели время. Нам есть чему поучиться друг у друга (участники передают свечу друг другу и говорят пожелания).

-Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог.