Консультация "Воспитательная значимость декоративно-прикладного искусства в становлении личности ребёнка"

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент.

Народное искусство складывалось веками, секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы, оно передает только самое характерное и выразительное.

Народное декоративно–прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В. С. Воронов. Художественные традиции он определял, как «народный стиль».

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство. Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г. К. Вагнера, З. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Значение народного декоративно - прикладного искусства для творческого развития детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества:Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. К. Ковальская, А. А. Грибовская, Н. Б. Халезова,Усова А. П., Комарова Т. С., Шпикалова Т. Я., Езикеева В. Я., и др. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного искусства.

Т. С. Комарова пишет, что интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно - действенным и наглядно - образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны.

О. А. Соломенникова в своей книге «Радость творчества» пишет о том, что народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.