Конспект мастер-класса «Фитбол – гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
15.11.2023Руководитель физического воспитания: М.М. Сухвалова.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию: мастер-класс: «Фитбол – гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: передать опыт использования работы с фитболами в двигательной деятельности детей.
Я хочу рассказать Вам одну притчу. Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! А ребёнку помочь найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!
Сегодня, очень много современных методов, которые обеспечивают физическое развитие и двигательную активность ребенка. К ним относится упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами – фитболами.
Мы продолжим говорить об особом мяче - фитболе.
Что же хорошего в фитболе? Я бы сказала так: Фитбол –это легко, весело, задорно, эффективно.
Что такое фитбол и каким он должен быть?
Фитбол – это большой, упругий, гимнастический мяч, который используется для занятий аэробикой в оздоровительных целях.
Диаметр мячей от 35 до 85 сантиметров. Фитболы есть массажные и обычные, гладкие и пупырчатые. Чем жёстче мяч, тем тяжелее удерживать на нем
2
равновесие. И, наоборот, при слишком мягком фитболе, дети получают минимальную нагрузку на мышцы. В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 - 2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
Виды гимнастических мячей
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие виды гимнастических мячей, различающиеся по форме, диаметру, упругости, цвету:
- фитболы с ручками (рожками) наиболее подходящие для занятий, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
- круглый гладкий мяч предназначен для обучения разнообразным гимнастическим упражнениям и подвижным играм, за исключением прыжковых движений;
- овальный фитбол характеризует те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счет увеличенной площади поверхности касания с полом. Такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функции равновесия;
- фитболы в форме животных (дельфины, лошадок, оленей и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасностью даже при выполнении прыжковых движений, рекомендуется детям раннего возраста;
массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращения
Фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры», применяемый в оздоровительных целях. Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия.
Фитбол имеет много функций:
- мяч можно использовать как предмет, выполняя различные упражнения с фитболом в руках, в различных и.п. (стоя, сидя, лежа и др), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.;
- мяч как опораприменяется в положении сидя верхом на мяче, лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.;
- можно использовать мяч как ориентирпри выполнении различных подвижных игр, эстафет – обежать мяч и т.д.;
- как амортизатор и тренажермяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча);
3
- можно использовать мяч как препятствиедля перешагивания, перепрыгивания и различных видов перекатывания на нем на спине, на животе - вперёд и назад, сидя - вправо и влево;
- фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера: прокатывание, постукивание, вибрационные и круговые движения и т.д.
Фитбол-гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. Происходит:
- совершенствование координации движений;
- профилактика мышечной недостаточности;
- профилактика плоскостопия;
- формирование осанки и т.д.
- укрепление мышц ног и свода стопы;
- развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата;
- увеличение гибкости и подвижности в суставах;
- укрепление мышц спины и таза;
- укрепление мышц рук и плечевого пояса;
- укрепление мышц брюшного пресса;
Фитбол – гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Оздоровительные задачи:
- Адаптация организма к физической нагрузке.
- Повышение уровня физической подготовленности детей.
- Формирование у детей двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
- Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов.
- Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки.
Образовательные задачи:
- Развитие и совершенствование координации движений и равновесия.
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности путём использования фитбол-гимнастики и фитболов в подвижных играх.
- Развитие представлений о физических свойствах фитбола, самоконтроле за своей осанкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни; потребности в физических упражнениях и играх.
- Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
- Улучшение коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.
4
- Формирование здорового образа жизни в семье, новое отношение у родителей к воспитанию и образованию своего ребенка.
Фитбол можно использовать:
Ø В утренней гимнастике
Ø В спортивных развлечениях
Ø Как дополнительное образование
Ø В комплексе ОРУ
На занятиях, подвижных играх, эстафетах.
Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей
Гимнастические упражнения: - общеразвивающие упражнения - (это специально разработанные движения для рук, ног, шеи, туловища и других частей тела, которые выполняется с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе. )
- музыкально – ритмические упражнения – (это комплексы фитбол – аэробики, танцевальные движения и импривизации, элементы ритмики, хореографии, спортивных танцев. Структуру комплекса фитбол-аэробики составляют несложные физические упражнения, которые выполняются из разных исходных положений (стоя возде мяча, сидя и лежа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой).
- динамические упражнения – (сюда входит разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.))
Подвижные игры - ценнейшее средство разностороннего воспитания личности. В структуре занятий фитбол-гимнастикой занимает существенное место. К ним относится подвижные игры с мячом высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты.
- подвижные игры высокой интенсивностисюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом, ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них.
- подвижные игры малой интенсивности:основное предназначение – восстановление пульса и дыхания после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с упражнением равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание и расслабления.
- игры соревновательной направленности и игры – эстафетыпредполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с фитболом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий с мячом, ориентировка в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют приобретенные двигательные умения с фитболом в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности.
5
Музыкальное сопровождение стимулирует интерес к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными действиями. При выполнении упражнений с фитболами, музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влияет на развитие слуха,
Освобождает педагога от счета. С помощью музыки при обучении двигательным упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и закрепления двигательных умений, совершенствовать технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством методического регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.
Этапы обучения упражнениям с фитболами
1-й этап – элементарный
1)Познание ребенком физических свойств фитбола (упругость, масса, форма, цвет и др.) постепенно подготовить к обучению разнообразным по своим техническим особенностям гимнастическим упражнениям и подвижным играм с мячом
2)Прежде чем использовать мяч как динамическую опору, необходимо научить воспитанников принимать и сохранять оптимальное положение всех звеньев тела в исходное положении, сидя на неподвижном фитболе. Посадка считается правильной, если центр тяжести ребенка совпадает с центром тяжести мяча, спина прямая, ноги врозь, стопы параллельны и прижаты к полу. Немаловажное значение имеет соответствие диаметра мяча росту ребенка.
3)Простейшие динамические упражнения в исходных положениях сидя, лежа на мяче будут доступны и безопасны при условии достаточного уровня сформированности вестибулярной устойчивости и функции равновесия. Выполнение этих упражнений не создаст особых трудностей в том случае, если дети уже освоили посадку на неподвижном фитболе, сохраняя правильную осанку и не отрывая ног от пола.
4)Индивидуальная страховка предусматривает вариативное применение приемов поддержки и помощи со стороны педагога с целью предотвращения падения ребенка с фитбола. При организации коллективных занятий фитбол-гимнастикой приемы индивидуальной страховки ограничены по причине одновременного выполнения тех или иных физических упражнений группой детей. Поэтому большое значение имеет формирование у воспитанников с самых первых занятий навыков самостраховки.
5)Прыжковые упражнения основаны на правильной посадке на мяче и умение удерживать динамическое равновесие во всех фазах прыжка (отталкивании, полете, приземлении).
Средства фитбол-гимнастики: игровые предметно-манипулятивные действия с мячом (индивидуальные, парные) – прокатывание ,отбивание об пол, бросание, подбрасывание и др.; ходьба и передвижения с мячом из разных
6
исходных положений; динамические упражнение в исходном положении сидя и лежа на неподвижном и подвижном мяче, прыжки на мяче; сюжетные подвижные игры для закрепления разученных движений и др.
2-й этап – базовый.
1)Постепенное усложнение техники двигательных действий с мячом на основе разученных ранее простейших физических упражнений способствует эффективному освоению новых элементов фитбол-гимнастики, воспитанию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости).
2)Покачивания на мяче из разных исходных положений, повороты и перевороты, изменения направления и скорости передвижения, выполнение комбинированных по своей структуре сложнокоординационных упражнений развивает способность ребенка свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности.
3)Коллективная согласованность двигательных действий при выполнении общеразвивающих или музыкально-ритмичных упражнений с фитболами обеспечивается в первую очередь четким и правильным выполнением движений в заданном темпе, ритме и направлении. Согласованность движений каждого ребенка с музыкой, с действиями всего коллектива обусловливается базовыми двигательными умениями и навыками, освоенными на второй этапе обучения.
Средства фитбол-гимнастики: индивидуальные и коллективные игровые упражнения и подвижные игры с использованием фитбола как предмета, который перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствия, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат и др.
3-й этап – творческий.
1)Двигательные умения решается путем увеличения количества повторений знакомых детям упражнений с фитболами и доведения до необходимой степени совершенства индивидуальных особенностей техники.
2)Выполнение освоенных ранее физических упражнений в новых, непривычных условиях способствует выработке гибкого навыка. Применение таких методических приемов таких, как увеличение амплитуды и скорости движения, поточное выполнение упражнений с фитболами в различных связках и комбинациях, использование дополнительных предметов для усложнения техники двигательных действий с фитболами (набивных мешочков, мячей, лент и лр.), сочетание средств фитбол-гимнастики с элементами спортивных упражнений и спортивных игр (спортивной и художественной гимнастик, волейбол, футбол, баскетбол и др.), увеличивает вариативность гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.
3)Как правило, богатый двигательный опыт ребенка запускает механизм его саморазвития, которые появляются в самостоятельном придумывании новых упражнений с фитболами, в умении гибко использовать приобретенные знания и умения, творчески применять их в зависимости от конкретных условий. Поэтому следует предоставлять каждому воспитаннику возможность самовыражения в двигательной деятельности, поддерживать и поощрять
7
изобретение детьми интересных, порой оригинальных гимнастических и игровых упражнений с фитболами.
Средства фитбол-гимнастики: динамические упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей ребенка; комплексы фитбол-аэробики и общеразвивающих упражнений, музыкально-ритмичные импровизации с мячами, подвижные игры с фитболами творческой направленности, креативные двигательные задания и др.
Рассмотренные этапы обучения дошкольников упражнениям с фитболами (элементарный, базовый, творческий) позволят грамотно определить эффективные средства и методы при организации физкультурно-физкультурных мероприятий с элементами фитбол-гимнастики.
А теперь переходим к практике.
(Все берут мячи, размещаются по залу)
Посадка на мяч.
Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
Комплекс - № 1
1.И.п. – о.с., мяч перед грудью. Поднять руки с мячом вверх, подняться на носки; темп медленный (10 – 12 раз).
2.И.п. – о.с., мяч внизу. Поднять руки с мячом вверх, приподнять правую ногу от пола (10 – 12 раз); вернуться в И.п.; приподнять левую ногу (10 -12 раз); вернуться в И.п.
3.И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, опора стопами о пол, руки опущены вниз. Сидя на мяче, выполнять наклоны вправо – влево, руки поднять вверх (10 -12 раз).
4.И.п. – сидя на мяче, руки в стороны; выполнять повороты туловища вправо – влево (10 -12 раз).
5.И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч.
Автоматизация звука «р».
Туки – туки – туки – тук! (Постучать кулачком о кулачок.)
У нас вместе много рук (наклоны вперед, руки в замке над головой, прямые ноги вытянуты в стороны).
Ты, капуста, рубись!
Туки – туки – туки – тук!
Рубят вместе много рук (постучать кулачком о кулачок).
6.И.п. – О.с., мяч на полу. Присесть, спина прямая, колени в стороны, руки
положить на мяч; вернуться в И.п. (10 -12 раз).
7.И.п. – лежа на спине, ноги на мяче (упражнение для брюшного пресса).
Приподнять туловище от пола, потянуться за руками (4 – 6 секунд).
8
8.И.п. – стоя боком к фитболу. Сделать 10 – 12 шагов, не отрывая носков от
пола.
Динамические упражнения: Упражнение «Носорог»
И.п.-стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче, на первые две строчки прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. Шагать руками по полу в ритм слов вперед-назад, на третью-четвертую- отжимания от пола, лежа на мяче.
Это упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.
Очень страшен носорог:
У него огромный рог.
Только он достойный,
Добрый и спокойный.
Упражнение «Мостик»
И.п. сидя на мяче, руки внизу. Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спиной на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами, вернуться в и.п.
Повторить 4 раза.
Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, увеличивает гибкость грудного отдела позвоночника.
Журчит вода, ручей журчит.
О чем сказать он нам спешит?
Поможет мостик перейти
Через ручей друзьям в пути.
Таким образом, мы на практике ощутили положительный эффект фитбол-гимнастики, ведь это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.
Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу и в конце нашего мастер-класса я хочу предложить Вам ещё одно игровое упражнение.
Разделитесь на 2 команды и поиграть в эстафеты. 1. Прокатывание мяча «змейкой».
- Отбивание мяча от пола и ловля его, назад возвращаемся бегом.
- «Гусельница».
Фитбол – это безопасно, доступно, а главное, интересно и полезно! Будьте здоровы! Всем удачи!