Мастер-класс для руководителей физического воспитания

29.04.2024

Детский фитнес как один из способов физического развития воспитанников

На современном этапе развития  приоритетными направлениями являются образование и укрепление здоровья.                                                                                                       Между тем, дошкольный возраст – особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.           

   Падение интереса подрастающего поколения к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определенные глубокие социокультурные предпосылки.             

В связи с этим необходимо искать новые эффективные пути оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.  

 Одним из путей решения этой проблемы является  развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.      Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта.                                                                                                         

Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного  инвентаря. Они развивают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувства ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции, развиваются такие качества, как выносливость, быстрота, прыгучесть. Занятия способствуют развитию восприятий, умению сосредоточиться. Благодаря физическим упражнениям регулируется психоэмоциональный  баланс, что помогает ребенку противостоять стрессам.                                                      

       Основной целью фитнеса является укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функции организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, а также формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки, развитие физических качеств, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, воспитание личностных качеств.  

          Через фитнес-тренировки дети познают окружающий мир, знакомятся со своим телом, получают гигиенические навыки, учатся решать новые задачи, ценить такие качества, как настойчивость, учатся противостоять стрессам, разочарованиям и беспокойствам. Совместные игры с другими детьми способствуют формированию характера, воспитанию таких качеств, как коммуникабельность, дружелюбие, находчивость.

Отличие детского фитнеса от физкультуры состоит в том, что он не заставляет делать детей то, что они не хотят. К сожалению, дошкольники  не очень разбираются в здоровом образе жизни, пользе физической активности и необходимости тех или иных упражнений. Поэтому детский фитнес - это не столько эффективный набор упражнений, сколько правильная мотивация детей. Если удастся привить ребенку любовь к спорту в дошкольном возрасте  - можно быть спокойным, эта любовь останется с ним на протяжении долгих лет. Занимаясь фитнесом, ребенок вырастет здоровым и крепким.

Задачи детского фитнеса: 1. Повышение сопротивляемости организма; 2. Рост и развитие опорно – двигательного аппарата  (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

  1. Совершенствование  физических способностей: развитие мышечной силы, координации движений, силы, гибкости, выносливости, скорости;
  2. Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения. умственных способностей; 5. Укрепление формирующихся основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  3. Создание условий для положительно эмоционального состояния детей;
  4. Повышение интереса к физкультурным занятиям.

Детский фитнес содержит в себе элементы гимнастики, хореографии, аэробики, танцевальных направлений, йоги. Большинство упражнений, которые предполагает детский фитнес, выполняют в игровой форме.

Детский фитнес для малышей 3-5 лет очень простой, но эффективный. Для  маленьких детишек есть специальные виды детской аэробики, а именно зверо - аэробика (проще говоря, имитация движений животных), лого-аэробика (выполнение упражнений с произношением звуков и четверостиший) 

 Направления детского фитнеса: аэробика, степ-аэробика, танцевально-ритмическая гимнастика, фитбол - гимнастика, игровой стретчинг, детский пилатес, занятия на тренажерах.

Включив в свою работу  использование элементов данных технологий, я преследовала основную цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики для укрепления здоровья и повышения интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста. И  поставила перед собой  следующие задачи:                   1.  Максимально расширять предметно-развивающую среду с учетом спецификации детского фитнеса;                                                                                         2.  Раскрывать многофункциональные возможности детского фитнеса через применение различных технологий;                                                                                3.  Привлекать родителей к совместным занятиям фитнесом для сохранения и укрепления здоровья детей.                                                                                                                     Спектр фитнес-технологий, используемых мною в работе с детьми, многообразен и включает в себя: ритмическую гимнастика; степ-аэробика; фитбол-гимнастику

Ритмы аэробики также стремительны и неуловимы, как и дети, они отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Дети с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками, «помпонами», фитболами, воздушными шарами, флажками.                                                                                                                                           Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает спортивный зал, в котором имеется все необходимое. Современное оборудование и спортивный инвентарь, такой как: шведская стенка,  гимнастические маты, обручи, скакалки, мячи разного диаметра, гимнастические палки, фитболы, степ-платформы

   Таким образом, используя детский фитнес, как новую форму физкультурно-оздоровительной работы, которая создаёт предпосылки для более разносторонней двигательной активности, вносит элементы новизны в образовательный процесс, а также эффективно развивает физические качества и двигательные способности дошкольников.

  

«Использование  фитнес – технологий в дошкольном учреждении».

Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря.

Остановимся подробно на такой технологии как «ФИТНЕС» - это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.

    Использование элементов детского фитнеса в дошкольном учреждении позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.

   Цель: укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков правильной осанки и развитие физических качеств.

       Задачи: 

-Формировать внимание и воображение;

-Учить работать в команде;

-Развивать мелкую моторику с использованием нетрадиционных методов;

-Развивать координацию танцевальных движений и аэробных элементов под музыку;

Области применения фитнес технологий:

  • как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и

эмоциональный эффект;

  • как физкультурные досуги.
  • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, продолжительность от 20 до 25 мин.
  • в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях;
  • кружковое занятие.

В последние годы спектр фитнес-технологий,  используемых в нашей  работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:

  • ритмическая гимнастика;
  • зверо-аэробика;
  • фитбол-гимнастика;
  • степ-аэробнка.

Цель внедрения элементов фитнеса: воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.

Использование элементов детского фитнеса в дошкольном учреждении (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.                                 

 

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

Фитбол-гимнастика.

Фитбол - мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

- фитбол-гимнастика гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат ребенка.

Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Снаряд очень полезен в работе с детьми.

 Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-  аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

 Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

 Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.  Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.

 Зверо-аэробика

Эти упражнения выглядят как имитирование движений зверей. Крохи этот вид фитнеса очень любят.  Зверо - аэробика это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию.

    Классическая (базовая)аэробика.

Аэробика - это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика - одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно­сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии

- занятия на тренажерах

- занятия с любыми видами тренажеров В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, массажные коврики

- музыкальное сопровождение занятий;

Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями. Музыка и занятия фитнесом понятия неразделимые. Основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие: возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.