Содержание творческого проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

 

Название проекта:

«Приобщение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям спортом посредством овладения техническими, тактическими и практическими навыками игры в футбол»

Разработчики проекта:

Сухвалова М.М., руководитель физического воспитания государственного учреждения образования «Детский сад №1 г.п. Бешенковичи»

Хурбатова Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Детский сад №1 г.п. Бешенковичи»

 

Консультанты проекта:

Ульянова Татьяна Антоновна специалист отдела общеобразовательной подготовки главного управления по образованию витебского областного исполнительного комитета

Шарай Инна Ивановна методист отдела дошкольного образования Витебский областной институт развития образования

Бабич Сергей Петрович директор учреждения «Витебский областной центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов»

 

 

Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление проектной деятельности:

Государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г.п. Бешенковичи».

Адрес: 211361 Витебская область,

г.п. Бешенковичи,

ул. Володарского д.18а,

e-mail: sad1.beshenk@tut.by

8 (02131) 6-52-82

Сроки реализации творческого проекта: 2023/2026 гг.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (АКТУАЛЬНОСТИ) ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека, именно в эти годы закладываются основы здоровья, формируются качества личности человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его жизненной потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Несмотря на большую популярность физической культуры в наше время, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека.

В связи с этим, стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора физического, интеллектуального и эмоционального развития человека

Всестороннее гармоничное развитие личности возможно при решении задач комплексного использования различных средств физического воспитания, важнейшим из которых являются разнообразные физические упражнения.

Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятием с конструктором, просмотру мультфильмов. Это вызывает озабоченность педагогов: мало, очень мало двигаются дети. А для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

Наиболее разностороннее влияние на организм оказывают подвижные и спортивные игры позволяющие воздействовать на весь комплекс двигательных способностей и совершенствовать полученные двигательные умения и навыки в быстроизменяющихся условиях игровой деятельности.

Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Футбол - спортивная игра. Именно футбол как командная спортивная игра поможет малышу обрести себя в социуме. Постоянное общение с коллегами по игре, совместное познание азов футбола раскрывает личностные качества дошкольника. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Занятия футболом способствуют развитию ловкости и координации, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Регулярные занятия спортом значительно укрепляют здоровье и поднимают иммунитет.

Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, массу радостных эмоций и переживаний. Это своеобразная школа адаптации к условиям жизни в обществе.

      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель: содействовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.

Задачи:

- ознакомить с основными правилами и принципами игры;

- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.);

- формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача);

- способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам удовлетворения потребности ребёнка в активной двигательной деятельности;

- сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.

Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей: 4-7 лет.

Основные направления работы по реализации творческого проекта:

  1. Консультативно-информационное образование родителей и педагогов.
  2. Совершенствование и создание ресурсного обеспечения: приобретение футбольных мячей, футбольных ворот, усовершенствование покрытия футбольной площадки, спортивной формы, картотека игр с элементами футбола (имитационные и с мячом),
  3. Реализация программы объединения по интересам детей (физкультурного профиля).

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного в процессе обучения игре в футбол. В процессе игры повышается двигательная активность дошкольников, что оказывает положительное влияние на органы и системы детей. Воспитанники учатся грамотно организовывать игры в команде, развивая инициативу. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

 Расширение сети объединений по интересам (физкультурного профиля) для воспитанников 4-6 лет.

 

ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

На сегодняшний день, во многих видах современного спорта тенденции омоложения переросли в ранг свершившегося факта.  Согласно мнению многих ученых (Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Е.В. Демидова, Р.И. Соленова, 2016), дошкольный возраст является наиболее опасным и уязвимым периодом в развитии человека. Следовательно, обеспечение снижения рисков негативного влияния занятий футболом на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием. Это указывает на то, что при работе руководителя физического воспитания с данным контингентом построение учебно-тренировочного процесса должно основываться на научно подтвержденных сведениях о психофизиологических особенностях данного возраста.

Организация и методика проведения специализированных занятий достаточно полно освещена в методической литературе.

И. И. Сергееня, освещая опыт обучения прыжкам детей дошкольного возраста, раскрывает общие вопросы методики, возможности применения ориентиров, рассказывает об организации необходимых условий. Он рекомендует специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы как одной из важнейших задач совершенствования двигательной функции ребенка. Особое внимание уделяется влиянию двигательной активности на общение между детьми.

Н. В. Потехина рассказывает о задачах обучения детей основным движениям в процессе их совершенствования, чтобы выработать у дошкольников умение применять разученные движения в различных условиях; выбирать действия, соответствующие данной обстановке. Автор раскрывает содержание обучения применению основных движений в играх с бегом, подлезанием, метанием; показывает принцип составления вариантов подвижных игр, методику их проведения.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Об этом рассказывает Э. Я. Степаненкова. На конкретном материале она показывает единство методики обучения и совершенствования у детей двигательных навыков (основные движения) и одновременного формирования пространственной ориентировки. Раскрывается роль подвижных игр как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки. Прилагается серия подвижных игр с правилами, в которых выделяются задания на ориентировку в пространстве.

Л. М. Коровина описывает организацию и методику проведения упражнений и игр с элементами соревнования. Подчеркивает значение соревнования для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств; раскрывает этапы обучения и роль соревнования в формировании двигательных навыков. Она предлагает определенную последовательность упражнений и игр с элементами соревнования при обучении детей бегу, различным упражнениям с мячом.

В книге Адашкявичене Э.И., Карманова Л.В., Коровина Л.М.  Физическая подготовка детей 5-6 лет занятиям в школе М.: Просвещение, 1980. — 144 с. раскрываются содержание и методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по совершенствованию основных движений и разучиванию спортивных упражнений, проводимой в помещении и на воздухе, на занятиях и в играх. Авторы рекомендуют различные методы обучения, дающие наибольший практический эффект, приводят возможные варианты планирования и организации занятий, показывают связь физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим.

В книге Шпака В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду Минск УП «ИВЦ Минфина», 2024 – 140 с. Раскрываются условия проведения и особенности правил игры в футбол для дошкольников, технические приёмы футбола дошкольников, подводящие упражнения и технические ошибки, совершаемые детьми.         По мнению авторов Э.Й. Адашкявичене, А.А. Чепуркина; А.А. Мирошников, Т.А. Швалѐва, С.О. Филиппова физкультурные занятия, построенные на использовании элементов игры футбол, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, а что самое главное повышают двигательную активность детей, что положительно отражается на общем состояний организма ребенка.

Футбол (англ. football, от foot - нога и ball - мяч), командная спортивная игра с мячом на специальной площадке (поле) для дошкольников 24-18 м с воротами 2-3 м; в командах по 5-8 человек на поле; цель игры - забить мяч ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперников. Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться.

        Спортивная игра футбол – это постоянное движение вперёд, пополнение арсенала используемых средств и методов тренировки. Основным средством, как и раньше, являются физические упражнения, вспомогательными – различные приспособления, которые помогают разнообразить эти упражнения и сделать их более интересными и занимательными, подвижные игры.

Через спортивную игру футбол дети познают окружающий мир, знакомятся со своим телом, учатся решать новые задачи, ценить такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, учатся противостоять стрессам, разочарованиям и беспокойствам. Совместные игры с другими детьми способствуют формированию характера, воспитанию таких качеств, как коммуникабельность, дружелюбие, находчивость. Умение владеть своим телом включает такие аспекты, как координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве.

Тренировка – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, физические упражнения, активный отдых, здоровый образ жизни в целом. Игровые занятия направлены на укрепление и сохранение здоровья ребёнка, улучшение его физической подготовленности, развитие мыслительных способностей и речи в игровой форме с учётом возрастных особенностей.

Чем раньше ребёнок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Ведь если младшего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребёнок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того, футбол – отличный способ выплеснуть неуёмную детскую энергию.

Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач.

 Преимущество спортивной игры футбол в дошкольном возрасте перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой обычным, скучным, надоевшим 

Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

        Таким образом, несмотря на большую популярность спортивной игры футбол в мире, её пока нельзя назвать популярной среди детей дошкольного возраста. В результате реализации проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям спортом посредством овладения техническими, тактическими и практическими навыками игры в футбол» в систему физкультурного образования дошкольного учреждения, решится проблема поиска эффективных путей оздоровления и физического развития воспитанников, повышения уровня их физической подготовленности и двигательной активности, приобщения к здоровому образу жизни и популяризации спортивной игры футбол.