Консультация "Какие игрушки нужны детям"

Старший дошкольный возраст - это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны игрушки.

Сейчас наша промышленность выпускает такие игрушки, которые нашим предкам даже трудно было представить.  Это игры и игрушки, являющиеся игровым аналогом реальных предметов, часто наделённые привлекательными для детей функциями, аналогичными реальным предметам. Куклы порой внешне трудно отличить от настоящих младенцев; они разговаривают, двигаются, могут имитировать выполнение элементарных человеческих потребностей. Машины издают звуки, соответствующие их назначению, ездят; самолёты и вертолёты взлетают. Игрушки, имитирующие бытовую технику, «работают» как настоящие, и т.д. Все они привлекают ребёнка и, несомненно, несут в себе полезное начало, так  как дают возможность познания мира, ознакомления с окружающими предметами, а также позволяют ребёнку освоить игровые действия и правила.

Но очень часто родителям приходится сталкиваться с тем, что дорогие и красивые игрушки вскоре надоедают детям. Казалось бы, ещё совсем недавно большой популярностью у ребёнка пользовался готовый покупной домик. Малыш с удовольствием сидел  в таком домике, играл в нём, а потом  из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды  домик превратился в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места. Теперь, чтобы построить себе дом для игры, ребёнок использует стулья, стол, какие-то доски, покрывала, подушки и другой подручный материал. Часто родителей это удивляет и расстраивает: ведь покупной дом гораздо красивее, а тот, что построил ребёнок, в глазах родителей больше похож на свалку или груду разного хлама. Но эта постройка очень ценна для развития ребёнка, ведь в ней проявляются творческие начала личности, самостоятельность в выборе средств, вариативность мышления. Пусть ребенок имеет возможность сам представить и сделать себе такой дом, машину или корабль, какой ему в этот раз нужен. В другой раз будет другой, не менее подходящий. Чем не пространственная геометрия в действии? А в повторении такого трудоемкого строительства упражняется воля ребенка.

Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются, препятствуют тому, чтобы игра стала развивающей. Между тем в настоящее время прилавки детских магазинов буквально наводнили такие машины и поезда, целые роботизированные заводы и конвейеры, электронные младенцы и роботы. Им не нужен ребенок, его творческое воображение и деятельность. Своим сомнительным «совершенством» они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. В результате не развивается внутренний план действия, способность создавать несуществующее, страдает воображение, не формируется способность к организации своей деятельности.

Многие дети собирают и хранят всякий, с точки зрения взрослых, мусор: камушки, палочки, фантики, использованные контейнеры и т.д. Но для ребёнка это – не мусор, а средства, дающие возможность самостоятельно создать такие игрушки, которые нужны ему именно сейчас и именно для определённого сюжета игры. Это средства реализации его придумок, его самых невероятных фантазий. Это очень важно для дальнейшего развития его личности. Кто знает, может тот, кто сегодня соорудил машинку из бросового материала, в будущем создаст новое устройство, которое ещё больше облегчит жизнь людям. Ведь главное, что усваивает ребёнок в процессе таких творческих разработок -  это то, что нет ничего невозможного, что свои фантазии можно превратить в реальность.

Покупные игрушки тоже могут давать простор для самостоятельности и фантазии, но только в том случае, если они не слишком детализированы. Например, идеалом транспорта является простота и незавершенность, т.е. если бы машины, поезда, корабли могли достраиваться и приобретать черты той или иной модели.

Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку - из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу - как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало. В отличие от любого конструктора, где все детали заданы и способ крепления известен, здесь требуются и одновременно развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда.

Как это ни покажется странным, у подрастающего поколения, избалованного всякими электронными новинками, простой деревянный конструктор пользуется большой популярностью. Из него можно построить что захочется, особенно, если добавить другие игрушки из дерева, машинки, фигурки людей и т. д. К тому же это отличная подготовка к школе, где ребенку придется проявлять фантазию и пространственное мышление.

В старшем дошкольном возрасте дети очень часто используют в игре так называемые предметы – заместители. Например, тарелками-кастрюльками могут быть песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. Старшие дошкольники  очень любят игры и игрушки, сделанные своими руками, из подручного и бросового материала. Пусть они не настолько красивы, как покупные, зато позволяют реализовать задуманное, их можно переделывать под конкретную игру; если что-то сломается или испачкается, можно всегда заменить другим подручным средством, а самое главное – в таких играх ребёнок чувствует свободу, может проявлять инициативу, фантазию, реализовать самые необыкновенные игровые сюжеты.  Порой родители удивляются, когда ребёнок радуется большой коробке из-под бытовой техники. Но для малыша эта коробка может быть сегодня танком (если приспособить к ней палку), завтра с ней можно превратиться в робота (если проделать отверстие для головы и нарисовать кнопки), а потом на ней можно покататься с горы (это лучше всяких санок). Эта «игрушка» многофункциональна, вариативна, даёт простор для самостоятельности, творчества, познания свойств материала. Именно эти качества и привлекают ребёнка.

Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Не пропустите это удивительное время!  Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой, и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

В связи с этим посмотрите новым взглядом на то, во что играет ваш ребенок, что он может использовать в игре из подручных средств. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках.

Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.