Организация летней оздоровительной работы в учреждении образования
Оздоровительная работа с воспитанниками в летний оздоровительный период является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
Подготовка к летней оздоровительной работе
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки.
Показателями готовности к летнему периоду являются:
- наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательного бассейна;
- наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
- функционирование поливочной системы;
- обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
- засетчённость окон в учреждении дошкольного образования.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещении учреждения в летний период.
При сокращении численности воспитанников в летний оздоровительный период допускается объединение групп по возрастам.
В подготовительный период со всеми педагогами и специалистами учреждения дошкольного образования обсуждаются следующие вопросы:
*ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки, площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
*организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
*организация распорядка дня и образовательного процесса в летний период;
*взаимодействие с семьёй;
*методические рекомендации для педагогических работников:
– по профилактике острых кишечных инфекций;
– по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;
– по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
Дополнительно составляются циклограммы совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, руководителя физического воспитания на бассейне.
Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».
В уголке для родителей необходимо разместить распорядок дня на летний оздоровительный период, расписание специально - организованной деятельности, а также материалы консультаций для родителей;
Создание безопасных условий жизнедеятельности детей
Ежедневно следует следить за тем, чтобы на территории учреждения дошкольного образования не былокаких-либо камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
На групповых площадках перед игрой следует слегка увлажнить песок и перелопатить. После прогулки обязательно закрыть крышкой.
При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории следует проводить поливку участка учреждения дошкольного образования. Игрушки для игры на улице в конце дня обязательно мыть непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Организация летнего оздоровления
В период летнего оздоровления предусматривается максимальное пребывание воспитанников на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака. Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами. В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребёнка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
В летний период предпочтение отдаётся сокам, свежим овощам, фруктам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчёта количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребёнка существенно увеличивается. Питьевая вода должна быть доступна ребёнку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
Продумывать тематику физкультурных мероприятий на воздухе необходимо согласно специфике летнего оздоровления. В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная работа должна включать:
– утреннюю гимнастику;
– физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
– самостоятельную двигательную деятельность.
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В её содержание с учётом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены: комплекс общеразвивающих упражнений, обыгрывание сюжета,
3-4 подвижные игры, физические упражнения с использованием полосы препятствий, оздоровительный бег на участке; элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на: повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами. Расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счёт оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются: комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определённой направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.); элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.); игры с элементами спортивного ориентирования; комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребёнка к максимальному проявлению своих способностей.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребёнка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для её разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий: включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности); обеспечение необходимым спортивным инвентарём (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе; предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений; индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учётом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определённую систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости в соответствии с распорядком дня); многократное умывание в течение дня; полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приёма пищи;
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, на физкультурных занятиях с постепенным увеличением времени от 2 до 5 минут, в тёплое время года – по траве, песку.
Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегчённой, не стесняющей движения одежде.
И обязательно рекомендовать родителям индивидуальное закаливание в семье.
Особенности планирования и осуществления образовательного процесса в летний период
Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведённого на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнёрской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своём темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности.
Художественно-эстетическая работа включает:
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников;
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- организация и проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (штамповка, рисование на мятой и влажной бумаге, кляксография, выдувание, рисование пеной, кружевной оттиск, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, солёного теста (объёмные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъёмных изображений; объёмных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.)
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является: включение изобразительной деятельности в детские праздники; проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями; организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учётом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Литература:
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.– 2-е изд. –Мозырь: Белый Ветер, 2016. –184 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015.
- Каменева Л. А.: «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
№ 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З). - Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. –Минск: Аверсэв, 2016, 2017. –255 с.
- Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования, 2019.-416 с.
- Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/В.А. Шишкина. – Мозырь: Белый Ветер, 2016.– 133, [3] с.
- Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич.– Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.
Материал подготовлен
заместителем заведующего
по основной деятельности Л.В. Глушнёвой