Профилактика жестокого обращения с детьми

Ребёнок - это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей, не жестокого и злого обращения, а добра, заботы и любви. Но, к сожалению, часто меньше любви достаётся нашим самым любимым людям. Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

   Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ним.

    Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку иногда могут быть вызваны не виной ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что кратчайший путь лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка. 
    Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение нравственных тормозов, стремление к обману и ловкости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Чем же страшно наказание ребёнка - наказание ремнём и воспитание шантажом? Знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребёнка, на его будущую жизнь? Давайте разберёмся, почему нельзя наказывать ребёнка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось? Физическое наказание ребёнка, телесное наказание ремнём, лозиной и т. д. - так называемое порка - это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребёнка не физическое, а психологическое

    Чего хотят родители, наказывая своего якобы любимого, ребёнка настолько жестокими методами - ремнём, лозиной, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю, подарю, дам возможность тебе сделать то»? Родители, физически и психологически издеваясь над ребёнком, будем честны хотя бы сами с собой, что наказывая ребёнка, мы его смиряем, как это ни парадоксально, занимаются «воспитанием». Шаг вправо, шаг влево - расстрел, а вернее, телесное наказание, объединённое с ужасным моральным унижением ребёнка, который чувствует себя оплёванным и уничтоженным собственными родителями, или ещё более изощрённая форма наказания -     психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют  ребёнка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.
 Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространённое явление. Часто с родителями этих детей аналогично поступали в их собственном детстве; наших родителей били ремнём и резкой наши деды, наши отцы били нас, а мы будем лупить своих детей, наши дети - наших внуков, внуки - правнуков.
Родители не знают альтернативных методов воздействия на детей; не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребёнка. Получается, это порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, соединённого с физическим и / или психологическим наказанием детей, умноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, подаренный современным сумасшедшим образом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить такую ситуацию помогут следующие рекомендации:
* Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь  услышать и понять его. Выслушайте проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он  почувствует свою значимость и человеческое достоинство.
* Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется  тем правилам, которые устанавливает сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
*    Требуя чего-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребёнок, может чего-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо объясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
*    Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
*    Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
*    Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
*    Подумайте, в чем сложность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Конечно - дети не всегда ведут себя, как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения обид и, тем более, телесных наказаний.