Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"

       Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится  неверно.                                                                                                           

   В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребёнке изначально, с рождения.                            

В 1,5-2 года ребёнок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может   сказать    «малялеть - самолёт. Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если ребёнок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» в место нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребёнком по преодолению этого нарушения.                                                    

    Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Самостоятельно такие нарушения не проходят и в таком случае ребёнку требуется помощь учителя-дефектолога.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребёнка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

 Некоторые приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова.

 Игра «Пирамидка»

Проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.

«Отхлопай слово»

 Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолёт (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

«Прошагай словечко».

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

 «Сколько слогов в слове»

 Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов). Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов в слове.

 «Разложи игрушки»                                                                                          (мелкие игрушки из киндер-сюрприз)

 Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

 «Найди картинку»

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребёнку желательно предъявлять иллюстрации (картинки можно подобрать в Интернете), так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесённых слов. С иллюстрациями работа над словами становится более занимательной.

  «Запомни, назови»

 Выложив несколько картинок, попросите ребёнка назвать их и запомнить порядок их расположения. Закрыв глаза, ребёнку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребёнок произносит слово многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Такая игра, помимо отработки слоговой структуры слов, хорошо развивает зрительную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева-направо, что является одним из необходимых навыков при обучении грамоте.

 Хочется отметить, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с педагогом, они приобретут значение для ребёнка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.  Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка.