Традиции

Традиции

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Воспитание настоящего гражданина начинается с любви к малой родине. А любовь начинается со знания истории и традиций нашего посёлка. 

 

 

Тема: «Моя малая родина – Бешенковичи»

Образовательная область: "Ребёнок и общество"

Тип занятия: усвоение нового

Возраст: старший дошкольный

Программные задачи:

Формировать представления детей о родном посёлке, его символике, его достопримечательностях, о своём адресе (улица, на которой проживает).

Развивать умение детей преобразовывать существительные с помощью суффиксов, подбирать прилагательные и глаголы к существительному, находить в словах заданный звук, делить слово на слоги. Развивать связную речь составлением рассказов из личного опыта.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю; интерес к белорусскому языку.

 

Материал и оборудование:

Презентация «Бешенковичи», предметные картинки

Предварительная работа:

Беседы о нашем посёлке, просмотр фотоальбомов, посещение краеведческого музея

 

Ход занятия.

- Ребята, можно ли сказать, что мы с вами сейчас находимся в космосе? (ответы детей)

- Где мы с вами находимся сейчас? (в детском саду)

- А где наш детский сад находится? ( На какой улице?) ( на ул. Володарского)

- А где находится ул. Володарского? (В каком посёлке?) (п. Бешенковичи)

- А Бешенковичи? (В какой области?) (в Витебской обл.)

- А Витебская обл.? (В каком государстве?) ( в Республике Беларусь)

- А республика Беларусь?

- На планете Земля.

- А планета Земля? (в космосе)

- Вот видите, мы доказали, что все мы являемся частичкой нашей планеты Земля, а на этой большой  планете есть наш родной посёлок.

-А почему свой посёлок мы называем «родным»? (ответы детей) (сдайд 1)

- Не зря в народе говорят «Где родился, там и пригодился».

- А может кто знает, почему наш посёлок называется Бешенковичи? (ответы детей)

- Название нашего посёлка пошло от того, что в месте, где начали строить Бешенковичи, было очень быстрое, бешеное течение реки Западная Двина. (слайд 2)

- Первое упоминание о нашем посёлке связано со строительством Свято-Ильинской церкви. (слайд3)

- Во времена правления князя Лева Сапеги Бешенковичи стали быстро развиваться: строились каменные дома, была построена крупнейшая пристань на берегу Западной реки. (слайд 4)

- Ребята, как у нашей страны, так и у каждого города, есть своя символика. Есть она и у нашего поселка. А что такое символика? (герб и флаг)

 - Давайте попробуем отыскать флаг и герб нашего города. Команда мальчиков находит герб Бешенкович, а команда девочек – флаг. (Дети выбирают из нескольких вариантовв тот, который считают верным)

- Давайте проверим. (слайд 5)

- Наш посёлок молодым не назовёшь, ведь ему уже в этом году исполнится 575 лет. У него есть своя история. В далёкие времена, мы уже говорили, у нас была одна из крупнейших пристаней на реке Западная Двина. Отсюда отправлялись корабли в другие города  и страны. К нам приезжали торговцы  из разных стран. (слайд 6) Давайте поиграем с вами в игру. Я буду называть город или страну из которых к нам приплывали торговцы, а вы - жителей этих городов и стран.

Приезжали из Витебска – витебчане

                    Из Полоцка – полочане

                    Из Латвии – латыши

                    Из России – россияне

                    Из Минска – минчане

                    Из Бреста – брестчане

                    Из Литвы – литовцы

- Все торговцы собирались на каменном дворе в центре города и торговали разными товарами. А как вы думаете, почему двор называли каменным? (ответы детей) (слайд 7)

- (слайд 8) Наш посёлок славился большими ярмарками. Бешенковичская ярмарка была  самой известной  и продолжалась она четыре недели. Купцы продавали разные товары. Сейчас мы поиграем.  Я буду торговцем, а вы покупателями. Кто первый назовёт товар на белорусском языке, тому его и продам. (игра «Переводчик» с картинкам: ложка, кровать, кукла, картошка, лук, юбка, конфеты, чай, платок…)

- А ещё купцы расхваливали свой товар, чтобы покупатели не проходили мимо. Команда девочек расхваливает товар – чай.  (девочкам даётся карточка слово- признак) (чёрный, малиновый, лечебный, индийский, горячий, вкусный, свежий…).  Команда мальчиков расхваливает товар – картошка. (мальчикам даётся карточка слово-действие)(мыть, чистить, резать, варить, жарить, парить, тереть, тушить, запекать, начинять…)

- Вот так, шумно и весело, проходили ярмарки в Бешенковичах.

- (слайд 9) Были Бешенковичи во владении Хрептовичей. (слайд 10) Они построили кирпичный дворец, который сохранился до наших дней и парк, который был очень большим, его аллеи спускались до самой Западной Двины, а две сажалки придавали ему неповторимую красоту. (слайд 11,12)

- Знала наша земля и страдания от сражений с врагами, видела людей, которых знают во всём мире. В далекие времена несколько раз Бешенковичи посещал (слайд 13) Пётр I, император Российской империи.

- Проходили через Бешенковичи французские войска (слайд 14), и даже сам император Наполеон находился несколько дней здесь со своим штабом.   Говорят, что Наполеон пил чай под дубом, который сохранился до сегодняшних дней (слайд 15)

- Помнит наш край тяжёлые дни и ночи Великой Отечественной войны. (слайд 16) Родина по достоинству оценила подвиг наших земляков: шестеро из них удостоены звания Героя Советского Союза. (слайд 17)

- Много прошло времени, многое изменилось. Наш посёлок становится всё лучше и красивее. (18 слайд) Посмотрите, как раньше наши земляки переправлялись через Западную Двину, (слайд 19) а сейчас у нас стоит понтонный мост, через который переправляются не только пешеходы, но и машины.

В Бешенковичах много разных улиц. Вспомните название улицы, на которой вы живёте.  

 - А теперь представим, что к нам приехали гости. Чтобы вы интересного показали и рассказали о Бешенковичах? (слайды  20-24)

Мы все белорусы, 

Но есть уголок

У каждого, где 

Он родился и вырос,

Где сделал свой первый 

Неловкий шажок,

Где мама живёт,

Где течёт ручеёк,

Казавшийся речкой 

Большой и бурливой.

 

 

Тема: «Давайте будем помнить о войне»

Образовательная область: «Ребёнок и общество»

Тип занятия: усвоение нового

Возраст: старшая группа

Программные задачи: конкретизировать представления детей о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, памятных местах Республики Беларусь и своего района, о празднике 9 Мая и традициях празднования.

Развивать интерес к истории своего народа.

Воспитывать у детей чувство уважения и благодарности к ветеранам войны.

Материалы и оборудование:

Презентация «Памятные места Бешенковичского района»

Ход занятия.

- Ребята, а вы знаете, что такое Родина? (Место, где мы родились и живём, это наш посёлок, наша страна)

- Родина всегда одна у человека, как и мама. Часто в стихах поэты говорят Родина-мать. Мы любим и защищаем свою Родину, как и маму.

- А люди каких профессий защищают наш покой мы узнаем, поиграв в игру «Назови профессию».

- Кто служит на границе? (пограничник)

- Кто прыгает с парашютом из самолёта? (парашютист)

- Кто служит на подлодке? (подводник)

- Кто летает на самолёте? (лётчик)

 - Кто управляет танком? (танкист)

- Кто стреляет из орудий? (артиллерист)

- Кто управляет ракетами? (ракетчик)

- Кто налаживает связь? (связист)

- А как одним словом назвать все эти профессии? (военные) (слайд 2)

- Мы можем спать спокойно, когда нас защищает сильная армия.

- Ребята, а какой праздник отмечают все военные и солдаты? (День защитника Отечества)

- А какой праздник будет праздновать наш народ 9 Мая? (День Победы)

- А что такое победа?  Кто кого победил? (ответы детей) (слайд 3) (слайд 4)

                Сигнал тревоги

                Над страной.

                Подкрался враг,

                Как вор ночной.

                Фашистов черная орда

                Вступила в наши города.  

- Весь народ стал на защиту Родины: и воины, и дети, и старики. (слайд 5)

- Много лет прошло с того времени, когда закончилась война. Мы живём под мирным небом, радуемся солнцу и жизни. Но мы всегда будем помнить тех, кто погиб в боях.

- А как мы можем узнать о войне? (из книг, газет, журналов, кинофильмов, музеев, телевизионных передач, интернета…)

- А ещё, ребята, о войне нам напоминают памятники. От какого слова образовано слово «памятник»? (память)

- Таких памятных мест очень много у нас в Беларуси. Давайте вспомним самые известные.

- Курган Славы (слайд 6)

- Брестская крепость (слайд 7)

-Мемориальный комплекс «Прорыв» в г.п. Ушачи. Здесь партизаны прорвали кольцо фашистской блокады и смогли выйти из окружения. (слайд 8)

-Мемориальный комплекс «Хатынь». В память о сожжённых деревнях вместе с мирными жителями. (слайд 9)

-Мемориальный комплекс «Катюша» в г.Орша. Здесь был произведен первый залп этой ракетной установки. (слайд 10)

- А какие памятные места есть в нашем посёлке? (ответы детей) 

- Молодцы! Сейчас я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по этим памятным местам.

- Ну что, отправляемся? (слайд 11)

 - Курган Славы – это памятник тем, кто отдал свои жизни за свободу нашего района. 6 человек получили звание Героя Советского Союза. Их портреты, как и портреты других героев, можно увидеть на стене памяти. (слайд 12)

- Есть среди Героев Советского Союза и наши земляки. А вы знаете, кто такие земляки? (это люди, живущие на одной земле, т.е. в нашем районе…)

(слайд 13)

- Посмотрите на эту фотографию. Это - Михаил Николаевич Ткаченко. Он был военным лётчиком. Родился и жил до войны в нашем поселке. Во время войны он сделал 103 боевых вылета, уничтожил 4 танка, 48 автомашин, 17 орудий, 3 склада с боеприпасами, потопил 4 катера. За свои героические вылеты был награждён медалями и орденами. За заслуги перед Родиной Михаилу Николаевичу Ткаченко было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит школа в г. п. Бешенковичи (слайд 14), одна из улиц нашего посёлка (слайд 15) и городской парк отдыха (слайд 16)

(слайд 17)

– А кто знает, что это за памятное место? (ответы детей)

- Ребята, это братская могила.  А кто знает, почему она так называется? (ответы детей)

- Да, ребята, в этой могиле захоронены 89 солдат, которые погибли, освобождая наш район.

- В нашем районе живут ветераны Великой Отечественной войны. Только с каждым годом их становится все меньше.

- Ребята, а вы знаете, кто такие ветераны? (ответы детей)

- Правильно! Ветераны – это те люди, которые воевали, защищали нашу Родину в годы войны. И сегодня, в День Победы, они с гордостью надевают свои ордена   и медали. (слайд 19)

- У нас в Бешенковичах каждый год отмечают праздник День Победы. Говорят, что этот праздник со слезами на глазах. Почему? Как вы думаете? (ответы детей)

- Ребята, мы благодарны всем погибшим героям, и тем, кто живет сегодня, за то, что не слышим свист пуль и взрывы снарядов, за мирное небо над нами.  

- А вот так мы празднуем наш самый главный праздник!  (слайды 20-31)

- Вы тоже не забывайте поздравлять ветеранов. Может быть у кого-то ещё живы прадедушки, которые воевали. Помните об их подвиге.

                             Войны я не видел, но знаю,

                             Как трудно народу пришлось,

                             И голод, и холод, и ужас –

                             Все им испытать довелось.

 

                             Пусть мирно живут на планете,

                             Пусть дети не знают войны,

                             Пусть яркое солнышко светит!

                             Мы дружной семьей быть должны!   

 

 

Тема:  «Братская могила»                                                                                                      

Образовательная область: «Ребёнок и общество» и «Изобразительное  искусство»                                                 

Тип занятия: усвоение нового                                                                                                                  

Возраст: старший дошкольный                                                                                           

Программные задачи: знакомить детей с общественными явлениями; дать представления о праздновании Дня Победы (поздравление ветеранов, парад, салют, возложение венков); формировать представления о монументальной скульптуре, как произведении искусства, выражать своё отношение к нему, выделять средства художественной выразительности, характере образов. Развивать интерес к истории своего народа, воспитывать чувство гордости за героев, уважение к ним. Обогатить словарь детей словами ветераны, скорбим, разрушения, братская могила.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Начало экскурсии в группе.

  • Ребята, у каждой страны, у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие праздники есть у нас? (Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества и др.)
  • А какой праздник будет отмечать наш народ 9 Мая?
  • Что это за победа? Кто кого победил? (наш народ победил фашистов)
  • Да, правильно. Это была страшная война, принёсшая нашим людям большие разрушения, много горя, потерю близких. Она длилась 1418 дней и ночей. Фашисты хотели захватить нашу страну, но не смогли. И стар и мал все встали на защиту своей Родины.

Вставай народ!

Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны,

И дети шли дорогами войны.

За Днепр и Волгу солдаты шли в бой.

Сражались за советский край родной.

За каждый город, каждое село

За всё, что на земле моей росло.

Победу приближали не только солдаты, которые воевали на фронте, но мирные люди в тылу врага пытались нанести как можно больше ущерба захватчикам. Они поджигали склады, взрывали мосты, железные дороги, чтобы военная техника не дошла до боёв сражений; нападали на штабы врага, чтобы узнать о планах противника и помешать их выполнению. Таких людей называли партизанами. Они зачастую жили в лесу в землянках, им помогали жители деревень. Немцы очень боялись партизан, они сжигали целые деревни, если узнавали о помощи жителей партизанам.

      У нас в Бешенковичах есть два памятника жертвам фашизма. Вот этот обелиск находится на улице Володарского, на этой же улице находится и наш детский сад. Мы с вами обязательно сходим туда и возложим цветы. Там захоронены военнопленные и мирные жители, которые были замучены и расстреляны именно на том месте, где стоит теперь обелиск. Люди не забыли погибших и в 1964 году поставили этот обелиск, чтобы мы могли придти на это место и вспомнить годы войны.

А этот памятник тоже жертвам фашизма. Он находится по улице Витебское шоссе, у входа в парк им. Ткаченко. Там захоронены мирные жители, которые также были расстреляны немецко-фашистскими захватчиками. На мемориальной доске написано «Вечная память» и перечислены имена тех, кто был расстрелян.

- А сегодня мы с вами отправимся на братскую могилу. Что нам нужно взять с собой? (цветы)

- А для чего они нам? (чтобы выразить свою благодарность и показать, что мы помним о их подвиге)

По дороге обратить внимание, где находится братская могила.

- Куда мы пришли?

- Эта могила называется братской потому, что в ней захоронен не один человек, а 89. Это сыновья нашей Родины, которые погибли во время освобождения нашего района. Все памятники, монументы, скульптурные сооружения строятся в честь кого-либо или в честь какого-то важного события, что бы люди могли об этом помнить всегда. Одним из таких событий была Великая Отечественная война. В этой братской могиле захоронены герои Советского Союза Луговской Михаил Петрович, Хараборкин Г.Ф., Шварцман М.Ф. Фамилиями этих людей названы улицы нашего посёлка.

- Давайте внимательно рассмотрим это скульптурное сооружение. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

- Эта скульптура относится к круглой или рельефной? Почему?

- К какому виду скульптуры относится это произведение? (монументальная скульптура)

- Что является главным в монументе? (2 солдата)

- Какие лица у солдат? (скорбящие, уставшие, задумчивые, печальные и т.д.)

-Как вы догадались, как это показал скульптор? (склонённые головы, нахмуренные брови, печальные глаза, опущенные плечи)

- Какие дополнительные детали присутствуют здесь? (знамя, венок, автомат)

-Солдат крепко в руках держит автомат, как бы говоря тем, кто погиб, что они готовы идти до конца, до победы, потеряв своих товарищей по оружию. Он стоит со знаменем, потому что знамя было самым дорогим у солдата, с ним и в бой с ним и на парад, и в радости и в горе. Оно красного цвета, цвета крови пролитой на полях сражений.

- Что делает другой солдат? (возлагает венок)

- Одной рукой он держит каску, другой возлагает венок, тем самым говоря, что он скорбит по боевым товарищам и будет вечно в памяти их подвиг.

- Давайте прочтём, что написано на мемориальной доске: «Вечная память и слава верным сынам нашей Родины». Что означает  «вечная память»? (мы с вами должны помнить и не забывать, кто завоевал для нас победу, благодаря кому, мы живём много лет под мирным небом)

- Какой величины этот монумент?

- Как вы думаете, для чего скульптор использовал такой размер? (чтобы все проходя мимо, замечали этот памятник и помнили о страшных годах войны)

- Ребята, обратите внимание, что кроме памятника есть ещё могилки, на которых нет ни фамилий, ни имён. Это могилки тех солдат, которых нашли в наше время. Никто не знает их имён, поэтому они так и называются могилы неизвестных солдат.

- Оставшихся в живых защитников Родины сейчас называют ветеранами,  о них м поговорим на следующем занятии.

- О чём мы задумываемся, когда стоим возле памятника погибшим воинам? Задумываемся, как не легко нам далась эта победа, сколько людей погибло, чтобы мы сейчас жили под мирным небом и не знали всех тягостей войны. Задумываемся о том, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать нашу жизнь ещё лучше и краше, чтобы ещё крепче и сильнее стала наша страна, чтобы ни один враг не посмел напасть на неё, и чтобы был всегда мир.

 

Тема: Экскурсия на Курган Славы

Образовательная область: “Ребёнок и общество”

Тип занятия: усвоение нового

Возраст: старший дошкольный

Программные задачи: знакомить детей с общественными явлениями; дать сведения о праздновании Дня Победы (поздравление ветеранов войны, парад, салют, возложение цветов к памятникам погибших). Развивать интерес к истории своего народа, воспитывать чувство гордости за героев, уважение к ним.

Обогатить словарь детей словами: история, разрушения, жертвы, земляки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Начало экскурсии в группе.

- Ребята, вы знаете, что такое Родина? (Родина – это место где мы живём, это наша родная страна РБ, это наш посёлок, наш детский сад, наша семья)

- Правильно ребята. Родина начинается на пороге нашего дома. Родина всегда будет с тобой, где бы вы не жили. И у каждого она одна, как мама. Мы любим свою Родину. Но однажды:

                        Летней ночью, на рассвете,

                        Гитлер дал войскам приказ

                        И послал солдат немецких

                        Против всех людей советских –

                        Это значит против нас.

                                  Он хотел людей свободных

                                  Превратить в рабов голодных.

                                  Навсегда лишить всего,

                                  Он велел, чтоб разгромили

                                  Растоптали и сожгли.

- О чём это стихотворение?

- Правильно, это стихотворение о войне. Фашисты хотели захватить нашу страну, но не смогли. Весь народ встал на защиту Родины: и воины, и дети, и старики.

- Много лет прошло с того времени, когда закончилась война с фашистами. Мы живём под мирным небом, радуемся солнцу и жизни. Но мы не должны забывать нашу историю.

- А с помощью чего мы можем узнать об истории нашей Родины? (из книг, газет, журналов, кинофильмов, музеев, памятников, телевизионных телепередач)

- Посмотрите на эти памятники, может кто увидит знакомые и назовёт их сам?  

- Вот этот памятник находится в столице нашей Родины городе-герое Минске он называется Курган Славы.

- А в Бресте находится всем известная … (Брестская крепость)

- А этот памятник называется «Прорыв», в г.п. Ушачи. Здесь партизаны прорвали кольцо фашистов, и смогли выйти из окружения.

- А это мемориальный комплекс «Хатынь».

- Да, эта страшная война принесла нашей стране большие разрушения и много горя. Длилась эта война 1418 дней и ночей. По всей территории Беларуси, на всей нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, и памятников.

- Есть они и в городе Витебске и в наших Бешенковичах. Посмотрите эти фотографии. (рассматривание памятников г.п. Бешенковичей)

- Что это за памятное место? (Курган Славы)

- А это братская могила жертвам фашизма и это обелиск на могиле жертвам фашизма, памятник комсомольцам, погибшим во время войны.

- Всмотритесь в эти фотографии, и вы обязательно увидите цветы - это знак нашей памяти и глубокой благодарности погибшим.

- Вот и сегодня мы с вами возьмём цветы и пойдём на Курган Славы.

По дороге обращаем внимание как пройти к Кургану Славы, на какой улице он расположен.

- Вот мы и пришли сюда, чтобы вспомнить о тех боевых днях, о солдатах, которые сражались и отдали свою жизнь за нашу Родину.

- Давайте возложим цветы в знак нашей глубокой благодарности и почтим память минутой молчания.

- Курган Славы – это памятник тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Жители района своими руками насыпали эту землю, привозили её со всех мест, где происходили сражения с врагом на территории нашего района. Три года наш Бешенковичский район был оккупирован    немецкими захватчиками и три года шли с ними бои. Особенно напряженными бои были за переправу через Зап. Двину.

- В боях за освобождение нашего района прославили себя представители всех братских народов. 39 человек были удостоены звания Героя Советского Союза за освобождение нашего района, среди них есть и наши земляки.

- А вы знаете кто такие земляки? (это люди, жившие на одной земле, т.е. в нашем районе)

- Давайте рассмотрим фотографии:

Это Михаил Николаевич Ткаченко. Он наш земляк – Герой Советского Союза. Он был военным лётчиком. Родился и жил до войны в п. Бешенковичи. За период своей боевой деятельности Ткаченко сделал 103 боевых вылета, уничтожил 4 танка, 48 автомашин, 17 орудий, 3 склада с боеприпасами, потопил 4 катера, вывел из строя большое количество гитлеровцев. Был награждён медалью «За отвагу» орденом Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды. После окончания войны Ткаченко продолжал службу в военной авиации. Трагически погиб в 1948 году. Его имя навечно занесено в районную Книгу Народной Славы. Его имя носит СШ №2, улица нашего посёлка, парк отдыха.

- А это Строчко Иван Иванович, также Герой Советского Союза. Родился в д. Пожарище Рубежского сельского совета. На фронте прошёл путь от сержанта до майора. Когда его командир был ранен, он принял на себя командование и не смотря на сложность обстановки, вместе с солдатами артиллеристами отбил танковую контратаку фашистов. Тем самым открыв путь для наступления пехоты. Его имя также занесено в Книгу Народной Славы. После окончания войны остался служить в рядах Советской Армии.

-Посмотрите, ребята, здесь находятся фотопортреты и других наших земляков Абазовский Константин Анатольевич, Доватор Лев Михайлович  (генерал-майор, погиб под Москвой) и др.

- Всмотритесь в эти лица. Как вы думаете, чему мы можем научится у них?

 (смелости, мужеству, горячей любви к Родине, боевому духу, уважению к простому человеку, хорошей физической подготовке)

- А мы хотим войны? (нет)

                        Так пусть же небо будет голубым

                        Пусть в небе не клубиться дым

                        Пусть пушки грозные молчат

                        И пулемёты не стучат.

                        Чтоб жили люди, города,

                        Мир нужен нам всегда!

- Мы преклоняемся перед нашими героями и говорим им большое спасибо за мирное небо над головой. А ещё обещаем, что будем стараться быть похожими на них и помнить о их подвигах.

Возвращение в детский сад.

Рассматривание альбома «Гордость земли Придвинской»

(о земляках), чтение произведений на военную тематику.  

свернуть