Творческий проект "Современные подходы и технологии в физкультурно-оздоровительной работе учреждения дошкольного образования"
Программа реализации творческого проекта.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
№ п/п |
Этапы и сроки реализации |
Основные направления деятельности |
І. |
Подготовительный этап сентябрь – ноябрь 2021 г.
Создание условий для реализации творческого проекта |
Документальное оформление проектной деятельности в учреждении дошкольного образования. Определение участников проекта, обсуждение программы реализации в рамках педагогического совета. Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, материально-технических), обеспечивающих эффективность реализации творческого проекта. Обсуждение идеи проекта с родительской общественностью. Определение форм взаимодействия с родителями воспитанников, содержания работы. Изучение двигательной активности и измерение показателей физической подготовленности воспитанников. разработку содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, организацию развивающей, познавательной и предметной среды для реализации проекта, подбор фонотеки для проведения занятий. Повышение уровня профессионально-личностной компетенции педагогов по вопросу внедрения в практику работы учреждения образования детского фитнеса. |
II. |
Основной этап декабрь 2021 – август 2023 г.
Организация работы по созданию и внедрению системы работы по укреплению здоровья и улучшению показателей физического развития воспитанников в результате систематической организации детского фитнеса дошкольников |
Организация работы по созданию и внедрению системы работы детского фитнеса. Мониторинг процесса и промежуточных результатов. Анализ и обсуждение хода проектной деятельности, ее коррекция на методических совещаниях, заседаниях педагогических советов. Контроль за ходом и результатами творческой деятельности в учреждении образования. Проведение дифференцированных форм методической работы по определению новых подходов к решению проблемы физического развития воспитанников средней и старших групп. Систематическая методическая поддержка участников проектной деятельности. Определение эффективности итоговых результатов творческого проекта. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями. Популяризация опыта семейного воспитания по развитию двигательной активности и созданию оптимальных условий для удовлетворения потребности ребенка в активной двигательной деятельности. Приобретение спортивного инвентаря.
|
III. |
Обобщающий этап сентябрь 2023 – май 2024 г.
Распространение внутри дошкольного учреждения сформированного опыта, выводов, методических рекомендаций. |
Сопоставление результатов с поставленной целью. Изучение, анализ, обобщение результатов реализации творческого проекта. Подготовка итоговых отчетов о результатах проектной деятельности. Описание опыта и оформление материалов, накопленных в ходе работы над темой проекта. Разработка методических рекомендаций по организации детского фитнеса с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Размещение материалов на официальном интернет-сайте учреждения дошкольного образования. |
Содержание творческого проекта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название проекта:
«Современные подходы и технологии в физкультурно- оздоровительной работе учреждения дошкольного образования»
Разработчики проекта:
Сухвалова М.М., руководитель физического воспитания ГУО «Ясли-сад № 1 г.п. Бешенковичи»
Глушнёва Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Бешенковичи»
Консультант проекта:
Воронецкая Н.А., методист отдела дошкольного образования ГУДОВ «Витебского областного института развития образования».
Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление проектной деятельности:
Государственное учреждение образования «Ясли - сад № 1 г.п. Бешенковичи».
Адрес: 211361 Витебская область,
г.п.Бешенковичи,
ул. Володарского д.18а,
e-mail: sad1.beshenk@tut.by
8 (02131) 6-52-82
Сроки реализации творческого проекта: 2021/2024 гг.
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ (АКТУАЛЬНОСТИ) ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА
Задачи сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательный учреждений. Её успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения.
Именно поэтому особую актуальность приобретает умение специалистов в области физического воспитания эффективно использовать детский фитнес (фитбол-гимнастику, диски здоровья, степ-платформу) в практике физкультурно-оздоровительной работы.
В тоже время, можно отметить большую популярность появляющихся современных детских фитнес-программ, таких как: «Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец», «Фитбол-аэробика» и др.
Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и интереса к занятиям физической культурой. К одному из таких видов относится «фитбол -гимнастика». Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Степ-аэробика - это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
Основной целью фитнеса является укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функции организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, а также формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки, развитие физических качеств, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, воспитание личностных качеств.
Через фитнес-тренировки дети познают окружающий мир, знакомятся со своим телом, получают гигиенические навыки, учатся решать новые задачи, ценить такие качества, как настойчивость, учатся противостоять стрессам, разочарованиям и беспокойствам. Совместные игры с другими детьми способствуют формированию характера, воспитанию таких качеств, как коммуникабельность, дружелюбие, находчивость.
Развитие моторики предусматривает комплексное развитие физических качеств, жизненно необходимых умений и навыков, таких как бег, ходьба, ползание, лазание. Умение владеть своим телом включает такие аспекты, как координация движений, быстрота реакции, сенсорная чувствительность Занятия по фитнесу формируют не только физические качества, но и чувства ритма, артистичность, творческие способности, обеспечивают развитие моторики ребёнка, формирование правильной осанки. Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, физические упражнения, активный отдых, рациональное питание, здоровый образ жизни в целом. Игровые занятия направлены на укрепление и сохранение здоровья ребёнка, улучшение его физической подготовленности, развитие мыслительных способностей и речи в игровой форме с учётом возрастных особенностей. Это занятия с элементами хореографии, аэробики, гимнастики, подвижные игры, занятия на тренажёрах и со спортивным оборудованием.
Принципиальное значение для организации занятий имеет музыкальное сопровождение. Музыка стимулирует интерес к занятию, улучшает эмоциональное состояние детей, способствует высокой работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательными умениями и навыками.
Таким образом, используя детский фитнес, как новую форму физкультурно-оздоровительной работы, которая создаёт предпосылки для более разносторонней двигательной активности, вносит элементы новизны в образовательный процесс, а также эффективно развивает физические качества и двигательные способности дошкольников.
Вышеуказанные причины создают прочное основание считать тему нашего проекта актуальной для развития современной педагогической практики.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Цель: содействовать всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, воспитание физической культуры личности средствами детского фитнеса.
Задачи:
развивать спортивно-танцевальные способности в групповых и командных действиях со сверстниками и взрослыми под музыкальное сопровождение;
обучать дошкольников технике базовой аэробики, упражнениям с предметами (мячи-фитболы, степ-платформы, диск «Здоровье», ленты, мячи); сформировать двигательные умения и навыки (гибкость, ловкость, быстроту, силу);
формировать представления о способах безопасного выполнения движений с предметами и без них, со спортивным инвентарём и оборудования из видов спорта;
разработать комплексы гимнастических упражнений, спортивно-танцевальных композиций с использованием спортивного инвентаря детей среднего и старшего дошкольного возраста;
повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам удовлетворения потребности ребёнка в активной двигательной деятельности;
активизировать деятельность педагогов по реализации детского фитнеса на практике;
накопить практический материал по формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью средствами детского фитнеса;
провести мониторинг результатов внедрения проекта, систематизировать и обобщить полученные материалы.
Участники проекта: воспитанники среднего, старшего дошкольного возраста группы посещающие занятия «Детский фитнес», воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 4-7 лет.
Основные направления работы по реализации творческого проекта:
- Консультативно-информационное образование родителей, педагогов.
- Реализация дополнительных образовательных услуг по направлению детского фитнеса.
- Совершенствование и создание ресурсного обеспечения: примерное перспективное тематическое планирование по организации детского фитнеса детей среднего и старшего дошкольного возраста, игровые комплексы, приобретение диск здоровья, степ-платформы и т.д.
Эффективность условий реализации творческого проекта.
В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологий. Одним из таких направлений нашего дошкольного учреждения является детский фитнес.
Детский фитнес – это грамотно подобранная программа с учётом возраста ребёнка, его уровня развития и физической подготовки, включает в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования.
Так в 2019 году в нашем дошкольном учреждении расширена сеть образовательных услуг организована услуга для воспитанников 4-7 лет – «Детский фитнес», по реализации обновлённого содержания Учебной программы дошкольного образования по направлению «Физическое развитие. Детский фитнес».
ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОЗДАН ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
На современном этапе стратегическую роль в оздоровительной работе с дошкольниками отводится фитнесу. Научное обоснование данного утверждения широко представлено в работах следующих авторов: детская аэробика – Т.С.Лисицкая, Л.В.Сиднева (2002), С.В.Колесникова (2005); двигательный игротренинг – А.А.Потапчук, Т.С.Овчинникова (2003); фитбол-аэробика – Е.Г.Сайкина, С.В.Кузьмина (2006, 2008); лечебно-профилактические танцы «Фитнес-Данс» – Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина (2005) и др. Фитнес – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный вид физической активности, синтезировавшие все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики. Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Благодаря доступности занятия фитнесом стали эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, приучать к которому детей нужно с раннего возраста
В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологий, включающие в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека
Данными вопросами в области образовательных и инновационных технологий занимались: В.А. Бордовский, JI.C. Подымова, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына и др. Научным исследованиям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Борилкевич, 1998-2006; Э.Т. Хоули, Б.Дон Френке, 2000;А.Г. Лукьяненко, 2001;A.B. Менхин, 2002; Е.Б. Мякинченко, 2003; В.И. Григорьев, 2005-2008; C.B. Савин, 2008 и др.)
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении одним из самых популярных видов физической нагрузки стал фитнес. Сущность использования детского фитнеса заключается в следующем: повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлении о здоровом образе жизни, удовлетворении спроса родителей на дополнительную образовательную услугу.
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» – соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле – это общая физическая подготовленность организма человека. Детский фитнес имеет ряд преимуществ по сравнению с занятиями обычной физкультурой. Прежде всего, детский фитнес – это грамотно подобранная спортивная программа с учётом возраста ребёнка, его уровня развития и физической подготовки. Кроме того, детский фитнес – это ещё и отличная возможность для ребёнка выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой проведя время с другими детьми. Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, йоги и восточных единоборств. Детский фитнес – это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей в игровой форме обучения.
Преимущества детского фитнеса:
- эта форма физических нагрузок является менее травматичной (т.е. более безопасной), чем профессиональные тренировки в секциях любого из «настоящих» видов спорта;
- детский фитнес, в отличие от профессионального спорта, не занимает много времени и не выматывает ребёнка;
- упражнения детского фитнеса составлены таким образом, что в группе не бывает лучших и худших;
- в детском фитнесе нет такого физического и психологического напряжения, «гонки» на результат, как в спортивных секциях;
- на занятиях же по детскому фитнесу все дети находятся в равных условиях – каждый ребёнок в равной степени может проявить себя
- методика детского фитнеса основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе, в зависимости от психотипа ребёнка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), можно подобрать такую программу упражнений детского фитнеса, выполняя которую ребёнок будет чувствовать себя наиболее комфортно. Ведь все дети разные: кто-то любит подвижные игры, кто-то – танцы, а кому-то понравится системное повторение упражнений;
- в детском фитнесе занятия проводятся в игровой форме, что способствует не только физическому развитию ребёнка, но и учит его общаться со сверстниками;
- упражнения детского фитнеса развивают в ребёнке подвижность, гибкость и отличную координацию.
Отличительная особенность проекта в том, что для развития физических способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей в занятии используются разнообразные элементы аэробики и ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Интересная, нетрадиционная форма подачи педагогами программного материала является привлекательной для детей в отличие от скучной организации обычных физкультурных занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.
Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это уникальные занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, включающие в себя танцевальные
упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актёрского мастерства, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики. Ребёнок дошкольного возраста ещё не способен запомнить и освоить сложные гимнастические упражнения, поэтому в основе реализации программы лежит принцип «от простого к сложному». Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, профилактике плоскостопия.
Современная физкультурно-оздоровительная работа – это постоянное движение вперёд, пополнение арсенала используемых средств и методов тренировки. Основным средством, как и раньше, являются физические упражнения, вспомогательными – различные приспособления, которые помогают разнообразить эти упражнения и сделать их более интересными и занимательными.
Чем раньше ребёнок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Ведь если младшего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребёнок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того, фитнес – отличный способ выплеснуть неуёмную детскую энергию.
Детский фитнес - это не тяжёлые спортивные тренировки, а увлекательное занятие, развивающее у детей координацию и ловкость движений, гибкость и пластичность, чувство ритма, внимание и быстроту реакции, повышающее
Способность ориентироваться пространстве, укрепляющее осанку и мышцы ребёнка, помогающее приобрести отличную физическую форму и приобщающее к здоровому образу жизни.
Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач.
Программа «Детский фитнес» основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального упражнений, что делает занятия привлекательными. Занятия дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
Проанализировав авторские программы можно сделать вывод, что дополнительные занятия по физической культуре ориентированы на то, чтобы заложить у детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.
Новизна заключается в том, что детский фитнес, это новое направление в здоровьесберегающей технологии, танцевальная аэробика, освоение которой поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствован, профилактике различных заболеваний.
Таким образом, несмотря на большую популярность физической культуры, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
В результате реализации проекта по внедрению технологий детского фитнеса в систему физкультурного образования дошкольного учреждения, решится проблема поиска эффективных путей оздоровления и физического развития воспитанников, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.